Контрзависимые привычки возникают вследствие неспособности (невозможности) пройти в полной мере и в определенном возрасте — как правило, в детстве — два важных развивающих процесса: привязанность и отделение.
Если эти процессы в определенном возрасте не завершаются, они переносятся дальше в качестве дополнительного багажа и влияют на каждый последующий этап развития. Если эти процессы не завершаются во время более позднего детского возраста или в юности, люди переносят их в свою взрослую жизнь и продолжают предпринимать попытки их завершить.
Эти незавершенные процессы развития способствуют возникновению зависимостей, серьезных конфликтов, проблем с близостью и интимностью, преследований со стороны других людей, а также созданию неудачных, не приносящих удовлетворения отношений.
От момента рождения до примерно трехлетнего возраста детям необходима помощь в осуществлении этих двух важных процессов развития, привязанности и отделения. Привязанность к родителям и другим людям, которая обычно возникает с самого рождения, позволяет детям развивать чувство первичного доверия и безопасности.
Для этого требуется глубокая гармония между родителями и детьми, которая предусматривает частый физический контакт, поддерживающие и ласкающие прикосновения, приятные и ободряющие слова в адрес ребенка. Дети должны знать, что их любят такими, какие они есть, и что они являются желанными для своих родителей. Привязанность обеспечивает детям прочный фундамент для того периода, когда они должны будут начать физическое и эмоциональное отделение и постепенный отход от матери и отца, постигая свой мир без риска и опасения, приобретая навыки эмоционально независимого человека. Прежде чем стать эмоционально отделенными от родителей, дети должны оставаться под наблюдением и получать поддержку. Чем сильнее связь, тем легче им стать независимыми. В идеале дети должны достичь эмоциональной самостоятельности примерно к трем годам.
Когда дети приобретают индивидуальность, у них появляется уверенность в себе и способность полагаться на свои собственные внутренние сигналы при принятии решений. Они больше не должны доверять другим распоряжаться их жизнью. К тому времени, когда они пройдут этот важный этап, известный как психологическое рождение, у них развивается разумное осознание собственного «Я», которое позволяет им брать на себя ответственность за свои поступки, распределять нагрузки и сотрудничать, адекватно справляться с разочарованием, эффективно реагировать на влияние других людей и правильно выражать свои чувства. Однако если развивающие потребности людей на данном этапе не удовлетворяются, они приобретают черты созависимости или контрзависимости, которые сопровождают их в течение всей жизни.