Джулия Робертс и Ричард Гир - дуэт, который известен всем по легендарной «Красотке», от которой в свое время никто ничего особенного не ждал, а получился фильм, любимый миллионами людей, не теряющий своего очарования до сих пор. И вот, спустя 9 лет после ее выхода тот же самый режиссер, Гэрри Маршалл, решил взять тех же самых актеров в совершенно другую историю. И на свет появилась «Сбежавшая невеста» (1999).
Сюжет. Айк - журналист, "акула пера", скандалы, интриги и далее по списку. Ему нужна сенсация. Он цепляется за историю Мегги Карпентер, девушки, которая регулярно сбегает из-под венца, у нее это нечто вроде хобби. Скоро это произойдет снова - коварная красотка готовится к новой церемонии, но Айк уверен, что свадьба не состоится. Он берется за дело лично - едет в город, где живет Мегги, общается с ней и со всем ее кругом знакомых и близких, наблюдает ситуацию своими глазами... и влюбляется. Теперь герою предстоит либо окольцевать-таки бегунью, либо пополнить ряды несчастных, брошенных Мегги у алтаря.
В отличие от «Красотки», от которой действительно никто изначально ничего толком не ждал, «Сбежавшую невесту» как раз ждали. Причем ожидания были весьма определенными: и продюсеры, и зрители настраивались на «Красотку-2». Гир, Робертс, Маршалл - это неизбежно должна быть искрометная и трогательная романтическая комедия, которая останется в сердцах народных масс и будет регулярно пересматриваться. Но получилось не так. Ниже среднего, в сторону едва ли не "мусорного" рейтинг на родине, шквал негативной критики, средние оценки за пределами США, в том числе, и у нас... И, в общем, культовой «Сбежавшая невеста» не стала. Распространенное мнение: слабенько, ничего особенного, посмотрели - и ок, есть такой фильм - и ладно. Но так ли это на самом деле?
Мой опыт с фильмом был, как и у многих: когда-то в начале "нулевых" смотрела, негатива не было, но и пересматривать не тянуло. А тут, совсем недавно, он попался мне по телевизору в салоне красоты. Не с самого начала, разумеется. Присмотрелась заново. Пришла домой, посмотрела целиком. А потом, через неделю пересмотрела еще раз. Потому что, неожиданно для себя, я увидела «Сбежавшую невесту» с абсолютно другой стороны - с психологической. И эта сторона оказалась не только цепляющей, но и весьма актуальной.
Главная героиня, отлично показанная Джулией Робертс, являет собой классический пример взрослой женщины, застрявшей в раннем переходном возрасте. Именно в раннем - в том, когда девочка не уверена в себе внутри, но самоуверенна на публике, изо всех сил старается всем понравиться и быть лучшей, и, не имея собственной самооценки, оценивает себя исключительно по реакции других. Поэтому, например, можно пофлиртовать, а то и отбить парня лучшей подруги/сестры, даже не задумавшись о ее чувствах - это же просто чтобы понять, что ты сама - супер, и он от тебя без ума! Так-то он тебе даром не нужен! А еще если мальчик нравится, то можно во всем под него подстраиваться, потому что это же так здорово, когда вы совпадаете! Во всем, абсолютно во всем, всегда! А еще в этом возрасте вроде бы тебе самой чего-то хочется, но ты не знаешь, чего - и честно говоря, родителям виднее. Ты, конечно, бесишься, что они тобой командуют, но в глубине души понимаешь: они правы, потому что они взрослые, а ты - кто? Что? Что из себя представляешь? Да ничего особенного... И на каждом семейном застолье они тебе об этом напоминают. А так-то вообще, кто тебя спрашивал, правда? Ну а станет совсем невмоготу - можно взбрыкнуть и выразить протест. Покурить за углом. Напиться, например, и у всех на глазах с кем-нибудь целоваться. Витрину разбить. Ну или, чтобы уж как-то без уклона в острую социальную драму, просто сбежать из-под венца.
И если в этом слишком сильно задержаться, то можно действительно вырасти человеком, который прожил уже тридцать с лишним лет, а так и не знает, в каком виде любит яйца на завтрак... И хорошо, если только это.
Гораздо позже, спустя 12 лет, другой режиссер взял ту же самую тему и рассмотрел ее полностью с другой актрисой в фильме "Young Adult" (в нашей локализации - «Бедная богатая девочка», в главной роли Шарлиз Терон). В 1999-м году этого термина - young adult - еще не было ни в психологии, ни в литературе, ни в кино, во всяком случае, для российской аудитории. Тем не менее, Мегги Карпентер - именно этот тип, типаж, и именно это с самого начала видит в ней более взрослый Айк. Он обращает внимание на то, что она ведет себя как девочка-подросток, задевая чувства близкого человека, на то, что она не знает себя и даже то, что любит или нет. Но Айк влюбляется - не только потому что таковы законы жанра и изначальный замысел создателей фильма. Дело в том, что Айк, на самом деле, тоже недостаточно зрел и полон собственных тараканов на тему близости - что нам и показывают с самого начала.
С точки зрения психологии считается, что мы притягиваем тех людей, которые соответствуют нашему психологическому состоянию и уровню зрелости на данном конкретном этапе. В «Сбежавшей невесте» именно так и происходит - и даже удивительно, насколько наглядно это видно. Особенно в финале, когда у героев происходит настоящий, взрослый, откровенный разговор - уже после того, как Мегги наконец-то проделала над собой определенную работу, начав с пресловутых яиц. Но работу проделал и Айк - чего стоит сцена его объяснения с бывшей женой. И, получается, в конце фильма герои - оба - вышли на новый уровень осознанности и готовы попробовать двигаться дальше вместе.
И вот именно эта психологическая составляющая, абсолютно жизненная и в целом реалистичная, делает «Сбежавшую невесту» особенной среди кучи романтических комедий с составом любой степени звездности. В остальном же здесь есть все, что требуется для ромкома, драмеди и/или мелодраматического фильма про любовь. Отличный актерский состав, запоминающиеся персонажи второго плана, много комичных моментов, отличные диалоги, химия между исполнителями главных ролей, фирменная ламповая теплота Гэрри Маршалла. Да, с точки зрения развития событий всё предсказуемо от и до, но именно вот это "предсказуемое" и хочешь увидеть - раз; этот фильм глубже, чем ожидается по завязке - два. И лично для меня это плюс, хотя, полагаю, именно в этом и кроется причина "провала" картины во время выхода. Намеренно поставила провал в кавычки, потому что сам факт, что спустя столько лет «Сбежавшая невеста» смотрится прекрасно и дает не только отдых, но и пищу для ума, говорит о том, что фильм удался.
И, лично на мой взгляд, он-то как раз свое время переживает и переживет дальше из-за актуальности и психологизма, а вот «Красотка» с точки зрения нынешнего времени и этики практически устарела. Новые поколения фильм не воспринимают, это только наше, олдфаговское. А проблематика «Сбежавшей невесты» вполне откликается до сих пор.
Поэтому, если не смотрели - рекомендую. А если смотрели, но в свое время не впечатлились, рекомендую пересмотреть. Кто знает, может, фильм откроется с другой стороны? Лично я изменила оценку с 6 на 8 из 10 :)
Спасибо за внимание!