В этом месяце в нашей рубрике ХудожникРодился – не художник, а художница – мастер портрета и пейзажа, акварелистка, одна из первых российских женщин-живописцев и педагогов, получившая известность как в стране, так и за рубежом. 180 лет назад, 24 ноября 1843 года родилась Екатерина Фёдоровна Юнге. И родилась она в Санкт-Петербурге в семье известного живописца и скульптора, вице-президента Академии художеств, графа Федора Петровича Толстого.
Мама Екатерины – Анастасия Иванова – была второй супругой графа Толстого, у которого к 1843 году уже были внуки. Его первая жена, ставшая моделью и музой для многих работ Федора Толстого, умерла в 1935 году.
Второй брак художника вызвал разногласия в семье, так как новая жена была практически ровесницей его дочери Марии (старшая дочь Елизавета рано умерла от чахотки).
Мария же, в замужестве Каменская, была писательницей, автором сказок, пьес, стихотворений, литературных воспоминаний.
Сразу скажу, что замечательный писатель и поэт Алексей Константинович Толстой приходился Екатерине Толстой двоюродным братом, а всем известный Лев Николаевич – троюродным.
Воспитанием Екатерины занималась тетушка и гувернантка, а мать вела светский образ жизни. В доме академика живописи собирались знаменитые представители литературы и искусства, профессора – друзья Федора Петровича – Брюллов, Бруни, Басин, Марков, Тон Пименов, а также бывал историк Николай Костомаров и Тарас Шевченко. Позже Екатерина Фёдоровна напишет воспоминания об этих встречах, которыми будет зачитываться сам Лев Толстой.
«В салоне моего отца собирался тогда кружок из самых выдающихся личностей в художественном мире. Кружок этот вовсе не имел политического оттенка; туда попадали люди не потому, что они принадлежали к тому или другому кружку по своему образу мыслей, но потому, что были умны или талантливы», – писала Екатерина Юнге в своих воспоминаниях.
Первые уроки рисования будущей художнице преподавал отец. В своей книге воспоминаний Екатерина об отце писала с восхищением, рассказала, что она любила с младшей сестрой Ольгой проводить время в его мастерской, рассматривать различные античные слепки, художественные артефакты и другие загадочные предметы искусства.
В 1870-е годы Екатерина продолжила своё художественное образование у известных преподавателей-пейзажистов Арсения Мещерского и Михаила Клодта. Работала она в технике масла и акварели. Свои пейзажи художница регулярно демонстрировала на выставках «Общества русских акварелистов».
Также художница совершенствовала своё мастерство в Дюссельдорфе под руководством пейзажиста Освальда Ахенбаха и жанриста Беньямина Вотье.
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже Екатерину наградили малой серебряной медалью за картину «Жатва».
В 1885 году она удостоилась звания почётного вольного общника Академии художеств.
К этому времени художница уже носила фамилию Юнге. В сентябре 1863 года она вышла замуж за Эдуарда Андреевича Юнге, врача-окулиста, профессора Медико-хирургической академии. В браке у них родились четыре сына: Владимир (1864), Фёдор (1866), Александр (1872) и Сергей (1879).
Семья Юнге стояла у истоков основания дачного поселка Коктебель в Крыму. Случилось так, что, отдыхая в Феодосии в 1870-е годы, Эдуард Юнге отправился на конную прогулку по окрестностям и ему очень понравились местные виды. И появилась у него мечта создать здесь дачный поселок для творческой интеллигенции.
Чуть позже, отойдя от военной службы, Юнге выкупил у разорившихся татарских «дворян» земли рядом с бывшей тогда болгарской деревней Кок-Тебель. Существует аттестат недвижимого имущества за 1891 год, согласно которому Э.А. Юнге владел в Феодосийском уезде Таврической губернии 1173 десятинами земли (тогда татары отдавали землю дешево – всего по 1 рублю за десятину).
На этих землях Юнге занялся виноделием. Известно, что он начал использовать сорт винограда Ркацители для приготовления коньяков и вин.
Юнге не только создавал свое хозяйство, но и занимался благоустройством окрестностей, строил дороги. Но для возведения дач ему средств не хватало, поэтому он стал продавать «участки». И первыми дачниками стали родители Максимилиана Волошина – доктор Павел Павлович фон Теш и Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина, которая и построила здесь дачу, ставшую впоследствии Домом Поэта.
Максимилиан Волошин дружил с Екатериной Федоровной.
Ему было близко её творчество, о чем он писал в одном из своих писем: «Показывала она мне серию своих картин, нарисованную этим летом в Ялте, и на меня так и пахнуло Крымом, горами, запахом фьялок, морским воздухом, ароматом роз, – всем тем, что так живёт, дышит и блещет на её картинах… По-моему, никто так хорошо не передает все тонкости крымского пейзажа, как она».
Екатерина Юнге много своих работ посвятила Крыму. Особенно она любила писать пейзажи и цветы.
Часть её работ хранится в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского, которая пока ещё закрыта на капитальный ремонт.
/Изображения картин из Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского, к сожалению, имеют «слишком большой» логотип музея, но получить представление о работах можно. Чтобы посмотреть, листайте направо >>>/
И тут хочется сделать небольшое поэтическое отступление.
Максимилиан Волошин
Облака клубятся в безднах зеленых…
Облака клубятся в безднах зеленых
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнаженных
Цвета роз и меда.
И звенит, и блещет белый стеклярус
За Киик-Атламой костистой,
Плещет в синем ветре дымчатый парус,
Млеет след струистый,
Отливают волны розовым глянцем,
Влажные выгибая гребни,
Индевеет берег солью и сланцем,
И алеют щебни.
Скрыты горы синью пятен и линий –
Переливами перламутра…
Точно кисть лиловых бледных глициний,
Расцветает утро.
21 февраля 1910
Коктебель
Максимилиан Волошин познакомил художницу с Мариной Цветаевой.
Екатерина Юнге также общалась и с Львом Николаевичем Толстым, переписывалась с Фёдором Михайловичем Достоевским и Ильей Репиным, среди её знакомых были художники Василий Поленов и Николай Ге, историк Николай Костомаров. О многих из них она оставила теплые воспоминания.
Так она описала свою первую встречу с Львом Толстым:
«После войны приезжал в Петербург и явился к нам Л.Н. Толстой; он тогда был ещё очень молод, но его произведения читались нарасхват; он уже стоял наряду с лучшими писателями, а наш кружок ставил его выше многих».
А про знаменитого ученого Николая Ивановича Костомарова она оставила очень важные воспоминания, раскрывающие его характер, среди них и такие добрые:
«Он был так прост и скромен, так мало упоен успехом; когда ему в глаза высказывали лестные отзывы он как-то уходил в себя и переменял разговор, даже наедине с нами никогда иначе как в шутку не упоминал об делаемых ему овациях, никогда не выразил ни одним намеком какое-нибудь самодовольство, оставался крайне требовательным к себе и продолжал сильно работать, но чувствовалось, что он был счастлив…».
Екатерина Юнге принимала активное участие в развитии женского образования в России. Она создала в Киеве первую бесплатную рисовальную школу для девочек, вела разнообразную общественную деятельность, стала автором исследования о русских женщинах в искусстве, с 1887 года преподавала в Строгановском училище.
Её картины хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Литературного музея в Москве, Дома-музея М. А. Волошина, Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, Музея-усадьбы «Поленово», в других региональных картинных галереях, а также во многих частных коллекциях.
В 1890-е годы отношения Екатерины Федоровны и Эдуарда Андреевича Юнге испортились, они стали жить отдельно. А когда летом 1897 года они встретились в Ялте, Юнге был уже тяжело болел, и Екатерина Федоровна с трудом его узнала.
«Восемь лет тому назад, когда мы расстались, он был высокий, полный, надменный, сильный и физически и нравственно человек – теперь на кресле передо мной сидел худой, съежившийся, беспомощный, задыхающийся старик!», – вспоминала она. Выяснилось, что они оба были дезинформированы: он не получал её писем, а его слова передавались ей в искаженном виде.
Екатерина Федоровна бросилась помогать мужу с лечением, но было уже поздно: ни операция, ни лечение в Европе не помогли. В сентябре 1898 года Эдуард Юнге умер.
Екатерина Фёдоровна Юнге скончалась в Москве 20 января 1913 года и была похоронена на кладбище при Донском монастыре.
Вот такую интересную и плодотворную жизнь прожила ещё одна представительница рода Толстых.