Найти тему

«Никто так хорошо не передает все тонкости крымского пейзажа, как она», – писал Максимилиан Волошин о Екатерине Юнге

В этом месяце в нашей рубрике ХудожникРодился – не художник, а художница – мастер портрета и пейзажа, акварелистка, одна из первых российских женщин-живописцев и педагогов, получившая известность как в стране, так и за рубежом. 180 лет назад, 24 ноября 1843 года родилась Екатерина Фёдоровна Юнге. И родилась она в Санкт-Петербурге в семье известного живописца и скульптора, вице-президента Академии художеств, графа Федора Петровича Толстого.

Петр Шамшин. Портрет Екатерины Федоровны Толстой. 1845. Холст, масло. 50,7 x 40. Государственная Третьяковская галерея
Петр Шамшин. Портрет Екатерины Федоровны Толстой. 1845. Холст, масло. 50,7 x 40. Государственная Третьяковская галерея

Мама Екатерины – Анастасия Иванова – была второй супругой графа Толстого, у которого к 1843 году уже были внуки. Его первая жена, ставшая моделью и музой для многих работ Федора Толстого, умерла в 1935 году.
Второй брак художника вызвал разногласия в семье, так как новая жена была практически ровесницей его дочери Марии (старшая дочь Елизавета рано умерла от чахотки).
Мария же, в замужестве Каменская, была писательницей, автором сказок, пьес, стихотворений, литературных воспоминаний.
Сразу скажу, что замечательный писатель и поэт Алексей Константинович Толстой приходился Екатерине Толстой двоюродным братом, а всем известный Лев Николаевич – троюродным.

Екатерина Юнге. Портрет Федора Петровича Толстого. Государственный музей Л.Н. Толстого
Екатерина Юнге. Портрет Федора Петровича Толстого. Государственный музей Л.Н. Толстого

Воспитанием Екатерины занималась тетушка и гувернантка, а мать вела светский образ жизни. В доме академика живописи собирались знаменитые представители литературы и искусства, профессора – друзья Федора Петровича – Брюллов, Бруни, Басин, Марков, Тон Пименов, а также бывал историк Николай Костомаров и Тарас Шевченко. Позже Екатерина Фёдоровна напишет воспоминания об этих встречах, которыми будет зачитываться сам Лев Толстой.

«В салоне моего отца собирался тогда кружок из самых выдающихся личностей в художественном мире. Кружок этот вовсе не имел политического оттенка; туда попадали люди не потому, что они принадлежали к тому или другому кружку по своему образу мыслей, но потому, что были умны или талантливы», – писала Екатерина Юнге в своих воспоминаниях.

Первые уроки рисования будущей художнице преподавал отец. В своей книге воспоминаний Екатерина об отце писала с восхищением, рассказала, что она любила с младшей сестрой Ольгой проводить время в его мастерской, рассматривать различные античные слепки, художественные артефакты и другие загадочные предметы искусства.

Екатерина Юнге. Вид Московского Кремля и храма Христа Спасителя зимой. 1860-е. Холст, масло. 31,9 х 45,9. Музей Москвы
Екатерина Юнге. Вид Московского Кремля и храма Христа Спасителя зимой. 1860-е. Холст, масло. 31,9 х 45,9. Музей Москвы

В 1870-е годы Екатерина продолжила своё художественное образование у известных преподавателей-пейзажистов Арсения Мещерского и Михаила Клодта. Работала она в технике масла и акварели. Свои пейзажи художница регулярно демонстрировала на выставках «Общества русских акварелистов».

Также художница совершенствовала своё мастерство в Дюссельдорфе под руководством пейзажиста Освальда Ахенбаха и жанриста Беньямина Вотье.

Екатерина Юнге. Портрет ребёнка. Холст, масло. 1877. Частное собрание
Екатерина Юнге. Портрет ребёнка. Холст, масло. 1877. Частное собрание

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже Екатерину наградили малой серебряной медалью за картину «Жатва».
В 1885 году она удостоилась звания почётного вольного общника Академии художеств.

Екатерина Юнге. Тригорское. Конец XIX в. Холст на картоне, масло. 15,6 х 15. Государственный Литературный музей, Москва
Екатерина Юнге. Тригорское. Конец XIX в. Холст на картоне, масло. 15,6 х 15. Государственный Литературный музей, Москва
Екатерина Юнге. Дом В. К. Анастасьева в Нижнем Магараче. 1880. Ялтинский историко-литературный музей
Екатерина Юнге. Дом В. К. Анастасьева в Нижнем Магараче. 1880. Ялтинский историко-литературный музей
Екатерина Юнге. Набережная Ялты. 1880-е. Частное собрание
Екатерина Юнге. Набережная Ялты. 1880-е. Частное собрание

К этому времени художница уже носила фамилию Юнге. В сентябре 1863 года она вышла замуж за Эдуарда Андреевича Юнге, врача-окулиста, профессора Медико-хирургической академии. В браке у них родились четыре сына: Владимир (1864), Фёдор (1866), Александр (1872) и Сергей (1879).

Семья Юнге стояла у истоков основания дачного поселка Коктебель в Крыму. Случилось так, что, отдыхая в Феодосии в 1870-е годы, Эдуард Юнге отправился на конную прогулку по окрестностям и ему очень понравились местные виды. И появилась у него мечта создать здесь дачный поселок для творческой интеллигенции.

Екатерина Юнге. Сосны в Крыму. Холст на картоне, масло. 23,6 х 28,8. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Екатерина Юнге. Сосны в Крыму. Холст на картоне, масло. 23,6 х 28,8. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Чуть позже, отойдя от военной службы, Юнге выкупил у разорившихся татарских «дворян» земли рядом с бывшей тогда болгарской деревней Кок-Тебель. Существует аттестат недвижимого имущества за 1891 год, согласно которому Э.А. Юнге владел в Феодосийском уезде Таврической губернии 1173 десятинами земли (тогда татары отдавали землю дешево – всего по 1 рублю за десятину).

Екатерина Юнге. Коктебель. Вид на Тихую бухту
Екатерина Юнге. Коктебель. Вид на Тихую бухту

На этих землях Юнге занялся виноделием. Известно, что он начал использовать сорт винограда Ркацители для приготовления коньяков и вин.
Юнге не только создавал свое хозяйство, но и занимался благоустройством окрестностей, строил дороги. Но для возведения дач ему средств не хватало, поэтому он стал продавать «участки». И первыми дачниками стали родители Максимилиана Волошина – доктор Павел Павлович фон Теш и Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина, которая и построила здесь дачу, ставшую впоследствии Домом Поэта.
Максимилиан Волошин дружил с Екатериной Федоровной.
Ему было близко её творчество, о чем он писал в одном из своих писем:
«Показывала она мне серию своих картин, нарисованную этим летом в Ялте, и на меня так и пахнуло Крымом, горами, запахом фьялок, морским воздухом, ароматом роз, – всем тем, что так живёт, дышит и блещет на её картинах… По-моему, никто так хорошо не передает все тонкости крымского пейзажа, как она».

Максимилиан Волошин изобразил на своем рисунке Екатерину Фёдоровну Юнге
Максимилиан Волошин изобразил на своем рисунке Екатерину Фёдоровну Юнге

Екатерина Юнге много своих работ посвятила Крыму. Особенно она любила писать пейзажи и цветы.

Екатерина Юнге. Цветы в корзине. Конец XIX – начало XX вв. Холст на фанере, масло. 69,5 х 97
Екатерина Юнге. Цветы в корзине. Конец XIX – начало XX вв. Холст на фанере, масло. 69,5 х 97
Екатерина Юнге. Коктебельская бухта. Холст на картоне, масло. 24 х 36. Частное собрание
Екатерина Юнге. Коктебельская бухта. Холст на картоне, масло. 24 х 36. Частное собрание

Часть её работ хранится в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского, которая пока ещё закрыта на капитальный ремонт.

/Изображения картин из Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского, к сожалению, имеют «слишком большой» логотип музея, но получить представление о работах можно. Чтобы посмотреть, листайте направо >>>/

И тут хочется сделать небольшое поэтическое отступление.

Максимилиан Волошин
Облака клубятся в безднах зеленых…

Облака клубятся в безднах зеленых
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнаженных
Цвета роз и меда.
И звенит, и блещет белый стеклярус
За Киик-Атламой костистой,
Плещет в синем ветре дымчатый парус,
Млеет след струистый,
Отливают волны розовым глянцем,
Влажные выгибая гребни,
Индевеет берег солью и сланцем,
И алеют щебни.
Скрыты горы синью пятен и линий –
Переливами перламутра…
Точно кисть лиловых бледных глициний,
Расцветает утро.
21 февраля 1910
Коктебель


Максимилиан Волошин познакомил художницу с Мариной Цветаевой.
Екатерина Юнге также общалась и с Львом Николаевичем Толстым, переписывалась с Фёдором Михайловичем Достоевским и Ильей Репиным, среди её знакомых были художники Василий Поленов и Николай Ге, историк Николай Костомаров. О многих из них она оставила теплые воспоминания.

Так она описала свою первую встречу с Львом Толстым:

«После войны приезжал в Петербург и явился к нам Л.Н. Толстой; он тогда был ещё очень молод, но его произведения читались нарасхват; он уже стоял наряду с лучшими писателями, а наш кружок ставил его выше многих».

А про знаменитого ученого Николая Ивановича Костомарова она оставила очень важные воспоминания, раскрывающие его характер, среди них и такие добрые:

«Он был так прост и скромен, так мало упоен успехом; когда ему в глаза высказывали лестные отзывы он как-то уходил в себя и переменял разговор, даже наедине с нами никогда иначе как в шутку не упоминал об делаемых ему овациях, никогда не выразил ни одним намеком какое-нибудь самодовольство, оставался крайне требовательным к себе и продолжал сильно работать, но чувствовалось, что он был счастлив…».

Екатерина Юнге принимала активное участие в развитии женского образования в России. Она создала в Киеве первую бесплатную рисовальную школу для девочек, вела разнообразную общественную деятельность, стала автором исследования о русских женщинах в искусстве, с 1887 года преподавала в Строгановском училище.

Екатерина Юнге. У Новороссийска. 1891. Холст, масло. 24,5 х 35.  Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Екатерина Юнге. У Новороссийска. 1891. Холст, масло. 24,5 х 35. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Екатерина Юнге. Вид на гору Сюрю-Кая в Коктебеле. Этюд. Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель
Екатерина Юнге. Вид на гору Сюрю-Кая в Коктебеле. Этюд. Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель
Екатерина Юнге. Лодка на берегу. 1897. Холст на картоне, масло. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Екатерина Юнге. Лодка на берегу. 1897. Холст на картоне, масло. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Её картины хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Литературного музея в Москве, Дома-музея М. А. Волошина, Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, Музея-усадьбы «Поленово», в других региональных картинных галереях, а также во многих частных коллекциях.

Екатерина Юнге. Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве. 1892. Холст, масло. 37,5 х 59. Государственная Третьяковская галерея
Екатерина Юнге. Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве. 1892. Холст, масло. 37,5 х 59. Государственная Третьяковская галерея

В 1890-е годы отношения Екатерины Федоровны и Эдуарда Андреевича Юнге испортились, они стали жить отдельно. А когда летом 1897 года они встретились в Ялте, Юнге был уже тяжело болел, и Екатерина Федоровна с трудом его узнала.
«Восемь лет тому назад, когда мы расстались, он был высокий, полный, надменный, сильный и физически и нравственно человек – теперь на кресле передо мной сидел худой, съежившийся, беспомощный, задыхающийся старик!», – вспоминала она. Выяснилось, что они оба были дезинформированы: он не получал её писем, а его слова передавались ей в искаженном виде.
Екатерина Федоровна бросилась помогать мужу с лечением, но было уже поздно: ни операция, ни лечение в Европе не помогли. В сентябре 1898 года Эдуард Юнге умер.

Екатерина Юнге. Море. Парусное судно. Конец XIX – начало XX вв. Холст на картоне, масло. 23,8 х 15,6. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Екатерина Юнге. Море. Парусное судно. Конец XIX – начало XX вв. Холст на картоне, масло. 23,8 х 15,6. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Екатерина Фёдоровна Юнге скончалась в Москве 20 января 1913 года и была похоронена на кладбище при Донском монастыре.

Вот такую интересную и плодотворную жизнь прожила ещё одна представительница рода Толстых.