Найти тему

Любимый автомобиль Ленина: история повреждения и восстановления «Серебряного призрака»

Оглавление

Автомобилю из личного автопарка Владимира Ленина уже более 100 лет, но его состояние все еще отличное. Этот автомобиль, известный как “Серебряный призрак”, был произведен в Англии в 1922 году и передан Государственному историческому музею (ГИМ) вместе с экспонатами Центрального музея В.И. Ленина после его ликвидации в 1993 году.

Непросто представить, что полвека назад талантливые специалисты и рабочие автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) восстановили этот автомобиль практически из руин. В данном материале мы рассказываем о необычных поворотах судьбы и сложных маршрутах, которые пришлось пройти единственному автомобилю в коллекции ГИМа.

Откуда деньги:  на каких автомобилях предпочитали ездить народные комиссары

Автобаза советского правительства была сформирована на основе гаража Временного правительства, которое еще в феврале 1917 года реквизировало автомобили из гаража Собственного Его Императорского Величества. В те времена, у последнего российского царя Николая Романова, гараж насчитывал около четырех десятков автомобилей известных мировых производителей.

Читайте также: Частичная мобилизация в России 2022

Однако, в первые годы советской власти, новых автомобилей для членов правительства не приобретали. Это стало возможным только после перехода от военного коммунизма к Новой экономической политике в 1922 году. До этого времени существующие автомобили в гараже Совета народных комиссаров активно использовались. Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что из 40 автомобилей в гараже, только немногим больше половины находились в рабочем состоянии. Остальные автомобили находились в постоянном ремонте, при котором детали переставлялись с одного автомобиля на другой.

Для обеспечения безопасности Владимира Ленина в начале 1921 года был выделен Гараж особого назначения (ГОН), в который вошли несколько автомобилей, предназначенных только для обслуживания Ленина и его семьи. В этот гараж были включены автомобили разных лет выпуска, но все они стремительно устаревали. В 1922 году было принято решение приобрести несколько автомобилей представительского класса. Закупка английских автомобилей марки “Роллс-Ройс” была рекомендована руководителями гаража Совнаркома, так как эта марка была хорошо известна их опыту.

Автомобиль Ленина под номером 236

-2

Автомобиль модели «Серебряный призрак», который сегодня хранится в Государственном историческом музее, был заказан 11 июля 1922 года. В Советский Союз эта информация попала от итальянского журналиста Джузеппе Дикорато в начале 1980-х. Он сообщил своим российским коллегам, что автомобиль заказал секретарь торгового представителя РСФСР в Великобритании. В конце 1922 года автомобиль занял место в Гараже особого назначения, получив городской номер 236.

Читайте также: История дореволюционного туалета в Москве - как и где справляли нужду

К этому времени Ленин уже большую часть года проводил в Горках, куда переехал по рекомендации врачей. Его личный гараж разделился. Главная база по-прежнему находилась в Кремле, а в Горках сформировался малый ГОН. Здесь постоянно находилось три машины — две летние и зимняя. Ленин очень любил автомобильные прогулки. По воспоминаниям Надежды Крупской, они отвлекали и успокаивали его. Также на автомобилях привозили врачей, многочисленных посетителей, почту и лекарства.

После смерти Ленина в январе 1924 года автомобили малого ГОНа оставались в Горках, но позже, вероятно, вернулись в гараж Совнаркома. В 1930 году автомобиль номер 236 был передан обкому профсоюзов работников рыбной промышленности Крымской АССР.

В 1936 году, когда было подписано распоряжение о создании Центрального музея В.И. Ленина в Москве, начались поиски ленинского автомобиля, который должен был занять почетное место в экспозиции. В 1939 году его нашли, но внешний вид машины мало соответствовал требованиям музейного экспоната. Двумя годами ранее автомобиль попал в аварию. Работники керченской автобазы восстановили его и продолжали эксплуатировать. После аварии испорченную машину отправили в Горки.

Реставрация автомобиля Ленина

-3

Решение о реставрации автомобиля “Серебряный призрак” было принято только в 1957 году. За выполнение этого важного задания взялся коллектив ЗИЛа. Уже на первый взгляд профессионалы поняли, что их ожидает огромная работа. Необходимо было устранить трещины и вмятины, восстановить пострадавшие деревянные части кузова и наружный тент, а также воссоздать кожаную обивку салона и деревянные элементы интерьера, полностью утраченные в результате аварии.

Ориентировочная смета на реставрацию составила 33 812 рублей, но в ходе работ расходы увеличились более чем в два раза, достигнув 75 тысяч рублей. Была полностью заменена вышедшая из строя система электрического оборудования, однако сохранена аутентичная схема. Все детали тщательно проверялись на работоспособность, а при замене использовались материалы оригинала – если гайка должна была быть бронзовой, ее делали из бронзы.

Один из участников реставрации, Борис Курбатов, поделился множеством деталей. Он познакомился с сотрудниками музея в 2008 году, во время работы над выставкой “Личный автомобиль В.И. Ленина”. Курбатов рассказал, что среди реквизита “Мосфильма” был найден аналогичный автомобиль чуть более раннего года выпуска. Данный автомобиль можно увидеть во многих советских фильмах, в том числе и в “Неуловимых мстителях”. В 1959 году он был предоставлен в полное распоряжение команде ЗИЛа, чтобы они могли более детально изучить его внутреннее устройство.

На заключительном этапе реставрации в работу были вовлечены работники химической промышленности СССР. Им пришлось обеспечить автомобиль такими же шинами, на которых он ездил в 1920-х годах. Однако выяснилось, что Ленинградский завод, который ранее поставлял шины гаражу Совнаркома, прекратил их производство в 1933 году, а архив был потерян во время блокады. Пришлось восстанавливать технологическую цепочку производства на Московском научно-исследовательском институте шинной промышленности, а сам закупку выполнить на Ярославском заводе химического машиностроения.

Торжественный перегон и последние тайны Роллс-Ройса Ленина

-4

Наконец наступил день, когда новопокрашенный ленинский автомобиль, блестящий от полировки, подъехал к проходной завода имени И.А. Лихачева. Десятки работников ЗИЛа, фотографы и съемочная группа собрались, чтобы проводить его. За рулем находился Борис Курбатов. Автомобиль выехал с проходной и проехал по Серпуховской улице, Большой Ордынке, Каменному мосту и прибыл на Красную площадь. Там, у здания Центрального музея В.И. Ленина, он был торжественно передан сотрудникам музея. На следующий день башенный кран поднял автомобиль на высоту второго этажа и через оконный проем установил на основной экспозиции.

И тут началось самое интересное. Информация о реставрации на ЗИЛе, которая была опубликована в центральной газете, вызвала волну писем в музей. Благодаря этим письмам были раскрыты две последние тайны автомобиля – как он попал в Керчь и что случилось с ним в 1937 году. Оказалось, что автомобиль Ленина попал в Крым благодаря одному из сотрудников автобазы Совнаркома, у которого родственники работали в профсоюзе рыбников в Керчи. Авария произошла из-за глупой случайности. Работники автобазы просто решили покататься после некоторого праздника и, на полном ходу, врезались в стадо коров. Машина перевернулась несколько раз, но к счастью, никто не пострадал.

Понятно, почему эти подробности аварии долго не оглашались. Рассказывать о таком происшествии с ленинским автомобилем не только было опасно для участников поездки, но и могло вызвать серьезные последствия для руководства автобазы. В 1959 году, когда сроки давности истекли, и началась деконструкция культа личности, стало известно, что на самом деле произошло. Можно сказать, что работники ЗИЛа не только полностью восстановили ленинский автомобиль, но и обнаружили важные факты из его истории.

За прошедшие полвека ленинский автомобиль сменил свое место жительства и стал экспонатом Государственного исторического музея. Во время ремонта и реконструкции музея автомобиль был временно перевезен в Измайлово, а в 2004 году вернули в главное здание на Красной площади.