На Первом канале завершилось «Последнее дело Черкасова». Семь серий держали зрителя в напряжении, выводя сериал на прежнее качество. Отличные актёрские работы, запутанный сюжет, виртуозные находки – казалось, финал будет достойным. И тем обиднее, что восьмая серия оказалась скомканной. Как будто создатели фильма опустили руки и решили разом закончить – и девятый сезон, и историю сыщика в шляпе. Не стремясь свести концы с концами, не подбирая сюжетные нити.
Здравствуйте!
Этот сезон во многом был эпичным. Подводили итоги, вспоминали прошлое – и отдавали дань известным детективам. Киноцитаты в изобилии вплетались в сюжетную ткань. «Молчание ягнят», «Леон», «Противостояние», «Место встречи изменить нельзя» - возможно, отсылок было больше. Тут уж – кто чего смотрел.
Выбранная стилистика много оправдывала. Подчёркнуто киношные приёмы не требовали документальной достоверности. Но требовали логики сюжета.
В сериале собрали в пучок все сюжетные линии предыдущих серий. Но некоторые оказались неуместны.
В качестве декораций выступали и помощники Черкасова, и доблестный Комитет. Непонимающие сотрудники во главе с балаганным Саблиным и Пожидаевым мельтешили на заднем плане, не пытаясь оказаться полезными.
У доблестного Лебедева был шанс принести реальную пользу – ведь у него были сведения о сбежавшем злодее, буквально восставшем из небытия. Но эта сюжетная линия повисла в воздухе.
А больше всего вопросов вызывает образ Маши-психиатра.
Надломленная девушка в тени старой травмы оказалась разменной монетой в зловещей игре. Но эта линия отсылала зрителей не только к многочисленным сюжетным приёмам, а ещё к самому началу, к истории МосГаза.
Как Маша оказалась жертвой манипуляций?
Это необъяснимо, если не вспоминать первый сезон.
Влад Вихров не потерял обаяния, несмотря на внешнее безобразие. Он использовал те же приёмы манипуляции. Когда-то на них поддалась актриса Ирина, теперь – психиатр Мария.
Ольга Лерман играет очень хорошо. Это тот самый психиатр, специализация которого на лбу написана. Как говорится – кто первый халат надел, тот и доктор. И создатели фильма очень хорошо объяснили мотивацию.
И, конечно, этот сезон не состоялся бы, если бы не мастерство Максима Матвеева. Он обеспечил подлинный смысл повествования.
Помните: в первом «МосГазе» Влад Вихров исполнял арию князя Орловског?
Друзья мои, я очень рад,
Что вы пришли на маскарад…
Все заботы – прочь!
Нам должна помочь
Позабыть дела эта ночь.
Он и разыграл этот жуткий маскарад. Поменял местами дичь и охотника. Провёл собственную игру.
Это, безусловно, отлично сыгранная роль. Совершенно новый образ – и в то же время узнаваемый. Влад Вихров был слабым человеком, хотя и обаятельным. Но когда в нём просыпалась звериная сущность, это был сильный и опасный хищник. Умный, хитрый, изворотливый. Одержимый.
И в новом сезоне в старом, жалком человеке внезапно проглядывает прежняя суть. Через облик-маску, через обессиленные жесты вдруг просматривается прежний опасный зверь. Вдруг – во взгляде, в интонации, в неожиданной пластике. Он нагнетал напряжение в течение фильма.
И остальные актёры представили блестящие работы. Эра Зиганшина, Алексей Гуськов, Леонид Ярмольник.
В этом сезоне сработало старое правило: за всеми злодеяниями стоит организатор. И роль этого организатора всегда играет очень хороший артист. Когда Маркин (Леонид Ярмольник) ушёл в небытие, вариантов не осталось. Только профессор Леонтьев.
Но в этом сезоне сюжетная линия была не единственной. Завершив очередное дело, майор Черкасов должен был разобраться со старыми долгами.
И вот тут все спасовали. И полковник Лебедев, и Соня, и сам майор Черкасов. А главное – сценаристы с режиссёрами.
Ну что ж вы так с нами?
Ведь мы же были с майором Черкасовым столько лет.
И столько сезонов.