Сегодня читаем два обзора сериала «Слово пацана». Первый пошёл!
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», Россия
Режиссёр-постановщик: Жора Крыжовников
В ролях: Леон Кемстач, Рузиль Минекаев, Анастасия Красовская, Иван Янковский, Никита Кологривый, Сергей Бурунов, Елизавета Базыкина, Лев Зулькарнаев и другие.
Дистрибьютор: Онлайн-платформа Wink, онлайн-кинотеатр START.
Хронометраж: Восемь эпизодов по 52 минуты
Год: 2023
Первые два эпизода сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» показали лучший старт среди всех оригинальных проектов онлайн-кинотеатров (более миллиона просмотров в первый уик-энд). На КиноПоиске сериал также забрался на первое место в топе популярности с оценкой в 8.9 баллов. Заслуженно ли?
«Ну, давай обсудим, чё там?»
Казань (которую снимали в Ярославле), конец 80-х. Разлом эпох. Грядёт вывод войск из Афганистана, СССР готов треснуть по швам, а по всей территории родного государства гремит другая война — уличная. Центром этой бойни является Татарстан, в котором ещё во второй половине 60-х возник так называемый «казанский феномен». Практически в каждом районе города орудуют банды, состоящие преимущественно из подростков. Словно предчувствующие скорое крушение мира, они отрицают его наследие: родительские идеалы, социальные нормы и, конечно же, закон. Участники банд будто создают собственные государства. Где основной язык — насилие, действующая валюта — территория, а общепринятый закон — слово пацана, которым «подписываются» все договорённости.
Главный герой сериала — прилежный старшеклассник Андрей (весьма органичный молодой актёр Леон Кемстач). Парень прекрасно играет на пианино, хорошо учится в школе и выглядит как приличный «будущий советский гражданин». Волей случая он сближается с однокашником Маратом (открытие сериала Рузиль Минекаев), который доносит ему простейшие истины: есть чушпаны (лохи), а есть пацаны — дети улиц, воины. Для достойной жизни надо быть с пацанами. Марат растёт в «полноценной» семье и ждёт из Афганистана старшего брата (мастерски отрабатывающий роль советского десантника Иван Янковский). А пока донашивает за братом куртку на пару размеров больше и вовсю идёт по его стопам — действует в составе одной из местных банд.
Андрей тоже оказывается не робкого десятка и, пройдя инициацию — серия ударов по лицу — вливается в районную группировку. Наивный юноша рассчитывает на то, что став «реальным пацаном», бить будет только он. Но, конечно, он ошибается: закон жанра.
Далее основной фокус первых двух эпизодов постепенно переводится на героев Анастасии Красовской (совсем юная инспектор по делам несовершеннолетних, идеалистка и немножко неформалка, «милиционер в рок-клубе») и Ивана Янковского — самого чёткого пацана на районе. Мифический персонаж, который обретает кровь и плоть. Кто не слышал от униженного и оскорблённого школьника, что вот приедет его старший брат и тогда вам всем — всё, конечная? Вот герой Янковского и приезжает. Естественно, из Афгана (пламенный привет герою Юры Борисова из «Мир, Дружба, Жвачка»).
«И чё ты там ждёшь, э?»
Интриг у сериала ровно две штуки: удастся ли Андрею и Марату остаться в живых или хотя бы не сесть к концу сезона (исторический подтекст сводит эту интригу к нулю) и получится ли у Крыжовникова укрепиться за пределами комедийного жанра. Попытка выпрыгнуть из горько-жанра у него уже была — сериал «Звоните ДиКаприо!», в котором Александр Петров старался над ролью телезвезды с ВИЧ-инфекцией. Но в вышеупомянутом сериале имелась толика сатирической составляющей, а «Слово пацана. Кровь на асфальте» заявлен как очень «конкретный». К тому же это первый проект о «казанском феномене». Ни «по мотивам», ни «вообще о той эпохе», а именно о всплеске юношеского бандитизма в позднесоветском Татарстане.
Из возможных опасностей, предостерегающих зрителя — очередная романтизация преступного образа. И да, порой пацанское рыцарство этих очевидных экранных отморозков смотрится выигрышно на фоне заунывного комсомольского конформизма. Упрекать сериал в этом будут однозначно, это своего рода зрительская традиция — что для российского криминального кино, что для заморского hood film («районный фильм» — жанр, рассказывающий о бандах, организованной преступности и группировках в городских районах). Вопрос романтизации криминала в «Слове пацана» останется открытым вплоть до заключительного эпизода: всё будет зависеть от конечной степени трагизма (и реалистичности). В любой истории, где плохие парни кажутся крутыми, главное — добраться до финала.
Конечно же, «Слово пацана» полон отсылок к поп-культуре того времени. Стенка на стенку банды идут под «Ласковый май», робко двигаются в «медляке» под Игоря Талькова и восхищенно говорят о «Энергии» Алисы. Из наших современников за атмосферу в саундреке отвечают, Баста, Solovyova-Ziborov, АИГЕЛ.
«Слово пацана» вновь будут нарекать «реквиемом по утраченному поколению», которое так и не сумело найти себя в «новом» времени. Пока же он смотрится, как сага о «героях» не боящихся физической силы. VHS-аттракцион о шрамах, как об опознавательном знаке, неминуемом следе пройденной инициации. История о страшном времени безотцовщины, нищеты, равнодушном боге и искушающем импорте. О времени, которое перемололо всех. И как сказал один мудрый главред: «Как бы это всё вскоре не вернулось…»
Продолговатый ящик для портала Альтерлит
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market — где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.