Адептус Кустодес — хранители Гегемона (не революции, конечно, а дворца Императора), то есть еще более крупные и крутые дядьки в доспехах, чем Адептус Астартес. А уж для простого гражданина Империума — и вовсе боги-в-злате. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе, который так и называется — «Боги-в-злате», за авторством Ника Кайма. Книга не очень известная, хотя лично мне она показалась достаточно интересной; по жанру это фантастический детектив. Итак…
Я, грешным делом, рассчитывала, что нам расскажут про повседневную жизнь кустодиев. Как устроен их быт, каковы их ежедневные обязанности, с чем они постоянно сталкиваются в течение службы, да хотя бы когда они успевают приобрести ту широчайшую эрудицию, о которой писал Энди Кларк во «Вратах из костей». Однако с этим мы пролетаем. Кустодиев на Терре нам покажут, но не особенно подробно.
Хотя и то, что покажут, — любопытно. Действие происходит спустя неполных сто лет после атаки демонов на Терру. Кустодии-персонажи — участники защиты Львиных Врат. Кайм решил придать им человечности, и мы видим у кустодиев тяжелые воспоминания, благодарность за спасение жизни (ранее кустодии были практически безэмоциональными) и даже что-то вроде ПТСР. Также он делает акцент на том, что кустодии — не армия, их основная задача — не война. Но им пришлось сражаться в силу обстоятельств.
Заносчивость кустодиев по отношению к астартес (которых в сюжете не будет) сохранена, хотя и проявилась лишь однажды. Так-то они и по отношению к смертным, как правило, ведут себя заносчиво, но в книге это практически не отразится: у нас, наоборот, история сотрудничества.
Основное действие разворачивается даже не на Терре, а на мире, который расположен неподалеку (по астрономическим, конечно, меркам) от нее — Кобор, в улье Воргантиан. Именно там работает Меровед, один из Десяти тысяч. А еще там усердно трудится миротворец Урсула Гедд, агент Мероведа, и начало книги застанет ее с коллегой за расследованием серии странных то ли убийств, то ли самоубийств. Именно странность происходящего заставит Мероведа заподозрить, что дело нечисто в прямом, варповом смысле — и связано с его основной миссией.
Впрочем, самое начало представит нам не основной сюжет, а просто случайных жертв с кратким объяснением, как они дошли до жизни такой.
Сюжет вращается вокруг похищенного очень важного и очень опасного артефакта. Для фантастики, в общем, он довольно обычен — литералли со времен «Властелина Колец», а участие кустодиев сближает его еще и с супергеройской тематикой. Однако для Вархаммера смотрится не столько банально, сколько естественно, потому что вся Галактика темного будущего начиная с приключений Эйзенхорна то и дело сталкивается с загадочными варп-артефактами, ничего необычного, выдохните, пока можете — «наш» артефакт вызывает у людей ужасные и смертельные заболевания.
Очень неожиданно то, для чего похитили артефакт. Казалось бы, все на поверхности: люди страдают, болеют и умирают, осуществляются жуткие жертвоприношения, ибо «все страдания — ради высшего блага», происходят непонятные самоубийства, кустодия при исполнении вот угробили… Привет, Дедушка? Или Хаос Неделимый? Ан нет, всю эту чертовщину творят с именем Императора на устах. И в числе последователей, а затем и жертв оказываются истово преданные Императору люди… Кайм аккуратненько так проводит идею — к слову, уже не в первой книге — что не всякая цель оправдывает средства, не всякая цель, которая выглядит благой, таковой является, и не все дела, свершенные с верой и желанием лучшего, стоило делать.
Всю дорогу меня немного смущала композиция книги. Линия кустодиев на Терре возникала неравномерно. Впрочем, это не недостаток.
Большой плюс — это то, как прочерчены персонажи. Если Кайм действительно хотел «очеловечить» кустодиев, то это ему удалось. Кустодий, который состарился и вымотался, и видит в зеркале старика, который вспотел и устал на тренировке, нажил полно седых волос в бороде и чувствует боль в старых шрамах — такого мы еще не видели. Кустодий, который с битвы за Львиные Врата не слышал голоса Императора и сильно переживает из-за этого, — тоже впервые на арене. Более того, кустодии способны допускать ошибки в тактике — Борса Турск с его ошибочными приказами тоже предстанет перед нами. У Кайма Десять Тысяч способны на дружбу, близость, могут волноваться и мстить друг за друга.
Очень хорош образ Урсулы Гедд. Живыми вышли не только Гедд, Меровед и Сир Картовандис, но и малозначительные, второстепенные герои: слуга Мероведа Зату, коллега Гедд — миротворец Арпа Клейн и др. Злодеи также неплохо показаны в плане мотивации, хотя им отведено мало «страничного» времени. Время действия романа застало кустодиев, которые с Ереси были легендой, застывшими Богами-в-злате, в момент осознания: Галактика изменилась. Империум меняется, ничего больше не будет как прежде, и кустодиям, как и всем прочим институтам Империума человечества, придется выходить за рамки, очерченные для них тысячелетия назад.
Ругательство «моча Святого» — не «массаракш», конечно, но тоже звучит.
В целом книга должна понравиться любителям детективной интриги и живых персонажей.