Самообразование онлайн – крутая штука. И в первую очередь потому, что гибкая и всегда актуальная. Наука и технологии стремительно развиваются, появляются новые востребованные профессии, и если на печать и реализацию учебника нужно время, то онлайн можно получить необходимые знания здесь и сейчас, да ещё и с обратной связью. И это только обучение, а если взять какую-нибудь психологию, например, то здесь онлайн-курс едва ли не единственное решение. Вместо десятков учебников, в которых досконально объясняется всё по теме в целом, вам даётся необходимая выжимка сугубо по интересующему вопросу. За вас уже всё проштудировали, изучили, систематизировали, собрали нужное и полезное, разжевали и в ротик положили. Прелесть же!
И вот тут-то начинается самое интересное – ценность того или иного курса. Скажу сразу – речь пойдёт о маленьких онлайн-школах и курсах имени кого-нибудь, не о гигантах вроде «Нетологии», Skill Box, Университет.Mail.ru, Яндекс.Практикум и т.п. Им-то можно доверять, там работают топовые профи, а некоторые из этих компаний ещё и диплом государственного образца выдают, и на работу устроиться помогают, в том числе и к себе.
С экспертами-индивидуалами и маленькими школами дело обстоит сложнее. Их огромное количество в самых разных сферах и все они умеют заинтересовать. Вот только обучение у всех разное и его результат тоже. И в одном случае ученик получает реальные знания и опыт, а в другом – впустую потраченное время, а иногда ещё и бабки.
Как маркетолог и рекламист с 10-летним стажем поделюсь лайфхаками, как отличить адекватного эксперта от банального инфоцыгана ещё на стадии выбора курса.
1. Обещания. Золотые горы, несметные богатства, всё сразу и быстро, экспертность сразу же после курса – ни один серьёзный специалист такими обещаниями разбрасываться не станет. Ибо знает, что полноценно освоить целую профессию за 10-20 уроков невозможно, а профессионализм и экспертность приходит с опытом и ТОЛЬКО с опытом, одного обучения тут недостаточно. Золотые горы же приносит не факт прохождения курса, а долгий и упорный труд, профессиональный рост и постоянное самосовершенствование в выбранном деле.
Обещание золотых гор и всех благ земных, кстати, самый дешёвый крючок, но именно он чаще всего цепляет людей. Как только вы видите нечто подобное – перед вами обычнейший продаван, который вообще может не иметь отношения к предлагаемой теме. Его обещания по сути своей не более чем топорно исполненная техника продажи, согласно которой выявляется боль потенциального клиента и предлагается метод её лечения. А боль многих людей – это деньги. Дальше – проще: хочешь быть богатым и успешным – есть перспективная оплачиваемая профессия – щас я тебя ей научу, и ты сразу станешь богатым и успешным. Без каких-либо объяснений.
Эксперты так не работают. Более того, первый вопрос, какой задаёт эксперт – почему вы выбрали именно эту профессию. Потому что он понимает, что адекватный выбор строится не только на деньгах, но и на личных интересах, талантах и стремлениях. В конечном счёте серьёзных успехов добивается тот, кто искренне увлечён своим делом и действительно находится на своём месте.
Отдельная история – это обещания с исключением. Например, научиться играть на фортепиано без знания нот или освоить ментальную арифметику без знания таблицы умножения. Я бы назвала это взаимоисключением. Любой эксперт знает, что ноты в музыке и таблица умножения в арифметике – это основа основ и обойти её не получится.
2. Запугивание. «Ты так и будешь несчастен/одинок/беден/работать на дядю/…, если не посмотришь этот курс», «Тебе срочно нужен этот курс, иначе у тебя…» - приёмчики из арсенала инфоцыганщины (особенно вкупе с изобилием эмодзи). Он может иметь другие слова, но суть остаётся такой же. Хороший способ проверки – прислушаться к своим ощущениям при прочтении или прослушивании анонса курса. Если анонс вызывает у вас внутренний дискомфорт, беспокойство, ощущение обречённости и неполноценности – вами манипулируют. Реклама хорошего, полезного курса мотивирует и стимулирует, а не угнетает и угрожает.
Но тут есть два важных момента:
1) Не путайте запугивание с описанием боли, без которого не обходится практически ни одна аннотация.
2) Речь идёт именно об анонсе, адресованном широкому кругу людей. При этом в обращении эксперта к конкретному человеку при непосредственном взаимодействии (на вебинаре, например) это может быть вполне уместно. Но при условии, что человек как-то обозначил свою ситуацию.
3. Откровенная рекламщина. Так я назвала излюбленные рекламные приёмчики, которые не являются тенденцией, но время от времени используются. «Все вокруг уже посмотрели этот курс, а ты ещё нет», «Почти никто не знает, что…, ты будешь первым, кому я это расскажу» и прочая подобная игра на чувствах и самолюбии. В Интернете подобное называется кликбейтом.
Все эти методы используются за неимением у авторов главного – ценности и полезности произведённого ими контента. Ну или опыта в его донесении до учеников, что немногим лучше. Серьёзный же эксперт использует для привлечения аудитории свои знания и опыт. В аннотации курса/урока такого специалиста присутствуют следующие составляющие:
1) Боль, запрос клиента – она же тема курса. Прописана/озвучена точно и ёмко, без подмены понятий и излишних эмоций.
2) Тезис – собственно ценность курса и темы. Ответ на запрос и выжимка по теме, что, как и почему. Самая большая часть всей информации о курсе.
3) Цель – итог тезиса, то, к чему ведёт курс.
При этом все три составляющие прописываются по существу, без размытых формулировок и абстрактных рассуждений.
А теперь переходим к самому интересному – пункту 4: демо-версия. Этот пункт относится к платному обучению и обычно представляет собой бесплатный пробный урок либо мини-курс. Его проводят почти все эксперты с целью «добить» аудиторию и продать ей свой продукт. Единственным критерием адекватности эксперта и его продукта является информативность. У нормального спеца это выглядит так:
- демо-версия: введение в тему, основы, база (называйте как угодно), основные методы, средства и приёмы в общих чертах, причины и следствия, примеры/кейсы, пара-тройка лайфхаков и нюансов, ответы на вопросы – бОльшая часть этих составляющих или все сразу;
- полная версия (уже непосредственно платное обучение): всё то же самое, но углубленно, расширенный инструментарий, детальный разбор ситуаций и примеров, практика под руководством эксперта, полное информационное сопровождение ученика.
Грубо говоря, демо-версия – это обучение для всех, полная – для тех, кто не разобрался и кому нужна помощь. Если на пробных занятиях вы получили полезную информацию и чувствуете, что уже что-то знаете и понимаете – этому автору можно доверять. Если же в демо одна сплошная вода-вода-вода, вы ничего не узнали или не поняли – перед вами либо инфоцыган, либо горе-коуч, который не в состоянии изложить свою тему доступно и ясно. И я не знаю, что хуже.
У некоторых учеников бытует мнение – чем больше умных и непонятных слов на пробном занятии, тем круче и солиднее обучалка. Типа, ты такой потратил три часа на вебинар, наслушался про всякие там «скиллы», «инсайты», «биг-даты», «паттерны», «блокчейны», «кастомеров» и т.п. через слово, нифига не понял и подумал – во, блин, какой чувак умный, слова-то какие мудрёные, сразу видно – он в теме, щас я у него отучусь и стану таким же продвинутым и прошаренным.
Нет.
Во-первых, сыпать профессиональными терминами перед, извиняюсь, чайниками с первых же минут – это банальная показуха в стремлении произвести впечатление. Для чего – говорилось выше.
Во-вторых, цель любой демки – дать представление о теме и тем самым подогреть интерес аудитории, а не запутать её.
Более того, толковый эксперт, получая обратную связь от аудитории, видит и понимает, кому реально нужен его курс, а кому нет, и в обоих случаях скажет об этом прямо, оставляя выбор за вами и ничего не навязывая.
Ну а если быть совсем краткой, то разница между инфоцыганами и экспертами проста: инфоцыгане обещают результат, эксперты – путь к результату. Помните об этом и берегите своё время и деньги.