Найти тему
Анна Лейбук

Литературный Воронеж

Оглавление

Что для вас значит слово "Воронеж"? Для политиков это столица Черноземья и крупный экономический центр, для кораблестроителей - "колыбель русского флота", для военных - родина ВДВ, для молодых людей - город, куда по легенде отправляли самых красивых девушек, а для литературоведов Воронежская земля - это место, подарившее стране и миру многих выдающихся поэтов и писателей. Здесь родился Иван Бунин, жили и творили Андрей Платонов, Гавриил Троепольский, Иван Никитин, Алексей Кольцов и многие другие. Сегодня в Воронеже можно найти много интересных мест, связанных с литературным прошлым нашей страны.

Иван Алексеевич Бунин

В Татьянин день, был бал воронежских студентов в Благородном собрании в Воронеже. Я, уже московский студент, проводил святки дома, в деревне, и приехал в тот вечер в Воронеж. Поезд пришел весь белый, дымящийся снегом от вьюги, по дороге со станции в город, пока извозчичьи сани несли меня в Дворянскую гостиницу, едва видны были мелькавшие сквозь вьюгу огни фонарей. Но после деревни эта городская вьюга и городские огни возбуждали, сулили близкое удовольствие войти в теплый, слишком даже теплый номер старой губернской гостиницы, спросить самовар и начать переодеваться, готовиться к долгой бальной ночи, студенческому пьянству до рассвета. - И.А. Бунин, новелла "Натали"

  • Музей имени И.А. Бунина

Здание, в котором расположен музей Ивана Бунина, было построено в середине XIX века и принадлежало поручику Дмитрию Бенардаки. Это одна из старейших усадеб Воронежа. В 1865 году особняк выкупила губернская секретарша Анна Германовская, а через два года его арендовали Алексей и Людмила Бунины. Семья приехала в Воронеж, чтобы дать образование старшему сыну Юлию. В октябре 1870 года в этом доме родился будущий знаменитый писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин.

У усадьбы богатая история. Раньше в ней был и краеведческий музей, и Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия, и редакция журнала "Подъем", и даже музей имени И.С. Никитина, но сегодня в ней располагается музей имени И.А. Бунина.

Постоянная экспозиция музея состоит из 3 частей : «Россия как дом», «Россия далекая и близкая» и «Поэтический сад Бунина». Первый зал рассказывает о семье Буниных, детстве и творческом развитии Ивана Алексеевича. Второй зал отражает жизнь писателя за пределами родины, включая его пребывание в особняке художника Е. И. Буковецкого в Одессе перед эмиграцией. В нем также представлены личные вещи и письма Бунина и редкие издания произведений русских эмигрантов. «Поэтический сад Бунина» находится во дворике музея. Здесь можно увидеть стенды с цитатами писателя и инсталляции, сочетающиеся с ландшафтом сада.

Поэтический сад Бунина
Поэтический сад Бунина
  • Памятник И.А. Бунину

Памятник в Воронеже, родном для Бунина городе, появился в 1995 году к 125-летию со дня рождения писателя. Он изображает Бунина во время трагического для него периода «Окаянных дней» — момента, когда он навсегда покинул Россию. Автор памятника — московский скульптор Александр Бурганов.

-2

Осип Эмильевич Мандельштам

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож…
О.Э. Мандельштам, 1935 год

В ноябре 1933 года Мандельштам, в то время успешный поэт, пишет эпиграмму на Сталина «Мы живём, под собою не чуя страны». За это его арестовали в 1934 году. Сначала Осипа Эмильевича с женой Надеждой Яковлевной, выслали в Чердынь, городок в Пермском крае. Поэт ужасно переживал — для него проживание в крошечном уральском поселении без права выезда было равносильно тюрьме. Ещё по дороге туда он терял рассудок, страдал галлюцинациями и приступами паники.

За Мандельштама похлопотали Анна Ахматова и Борис Пастернак, после чего поэту разрешили самому выбрать место ссылки, исключая 20 крупных российских городов. Воронеж поэт выбрал сам. Осип Эмильевич тогда вспомнил, что отец его друга работает в медиком в воронежской тюрьме. Но конечно, это было не единственной причиной. Воронеж тогда был местом ссылки интеллигенции, туда уже уехали несколько человек, с которыми Мандельштам общался.

За время ссылки Мандельштамы сменили 5 адресов, с ними боялись общаться, здоровье поэта в этот период сильно ухудшилось. Надежда Яковлевна вспоминала: с одной стороны, её муж здесь страдал. От безденежья, гонений, недостатка общения. С другой — не мог не любоваться красивейшими пейзажами, видами на реку Воронеж. Чете Мандельштамов нравились концерты в Воронежской филармонии, они любили прогуляться по музеям. А ещё Осип Эмильевич бывал в университетской библиотеке, которая располагалась на улице Феоктистова. Он рассказывал, что находил там редкие книги, каких не отыщешь в столице.

Период ссылки - один из самых сложных, но в то же время самых плодотворных периодов жизни Мандельштама. Четверть своих стихов, в том числе цикл стихотворений "Воронежские тетради", он написал в Воронеже.

Сегодня в парке "Орленок" стоит памятник О. Мандельштаму . А также на улице Ф. Энгельса, д.13 установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска
Мемориальная доска
Памятник О. Мандельштаму
Памятник О. Мандельштаму

Андрей Платонов


Фильченко представлял себе Родину, как поле, где растут люди, похожие на разноцветные цветы, и нет среди них ни одного, в точности похожего на другой, поэтому он не мог ни понять смерти, ни примириться с ней. - А. Платонов, "Одухотворенные люди"

Андрей Платонов родился в Ямской слободе недалеко от Воронежа в 1899 году в многодетной семье. С тринадцати лет будущий писатель стал сам зарабатывать на жизнь. В 1918 году Платонов поступил в железнодорожный техникум, несколько лет работал по специальности, сотрудничал с газетой «Воронежская коммуна» и публиковался в журнале «Железный путь». Потом уехал в Москву и занялся литературным творчеством. Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Известность и признание к писателю пришли лишь после его смерти, а многие произведения были опубликованы лишь спустя несколько десятилетий после их написания.

В сентябре 1999 года на проспекте Революции в сквере у красного корпуса Воронежского университета установили памятник Андрею Платонову. Авторами бронзовой фигуры стали известные скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак, а архитектурную часть памятника выполнили Леонид Яновский, Николай Топоев и Евгений Соломкин. Скульптура писателя, гуляющего по родному городу в развевающемся от ветра пальто, установлена на гранитном наклонном постаменте. На двух пилонах, стоящих на заднем плане, есть надпись: на левом – имя писателя, а на правом изображены слова одного из персонажей рассказа Платонова «Жена машиниста» – «…А без меня народ неполный».

-5

Самуил Яковлевич Маршак

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
С. Маршак - "Багаж"

Самуил Яковлевич родился в Воронеже, в пригородной слободе Чижовка, 3 ноября 1887 года. В своей автобиографии Маршак писал о том, что его дом находился при мыловаренном заводе братьев Михайловых, и краеведы выяснили, что его место рождения – сегодня улица Острогожская.

Поэт говорил о том, что в Воронеже прошли его счастливейшие годы жизни. В возрасте 6 лет его семья уехала из города. После этого Маршак жил в Украине, в Петербурге, в Англии, в Москве и других местах, но в Воронеж периодически возвращался.

  • Сегодня на улице Карла Маркса возле дома, где жил поэт, установлен памятник.
-6
  • Кроме того, на улице Карла Маркса, 72, на фасаде здания висит информационная доска, рассказывающая о том, что в этом доме с 1915 по 1917 гг. жил писатель. Доска – произведение скульптора А. В. Мельниченко.
-7

Помимо памятника в Воронеже есть улица, ресторан и фестиваль детского творчества, названные в честь Самуила Яковлевича.

Логотип ресторана "Маршак"
Логотип ресторана "Маршак"

Гавриил Николаевич Троепольский

Мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил, мертвые только не стареют, оставаясь в сердце живых такими, какими они ушли. - Г.Н. Троепольский, "Белый Бим Чёрное ухо"

Литературная известность к Гавриилу Троепольскому пришла уже в зрелом возрасте. Писать рассказы он начал ещё в школе. Однако долгое время работал то сельским учителем, то агрономом. И только ближе к 50 годам стал полноценным автором. Всё началось с публикации в журнале «Новый мир» – туда попал рассказ «Никишка Болтушок» из цикла «Записки агронома». Его тогда высоко оценил Александр Твардовский. Впрочем, поистине мировую славу автору, конечно, принесла повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Над ней рыдало не одно поколение читателей. Книгу перевели больше чем на 20 языков. А экранизацию даже номинировали на премию «Оскар». Причём, прототипом этого преданного хозяину пса стала собака самого Гавриила Троепольского по кличке Лель.

  • Жил писатель в центре города, на улице Чайковского. Рассказывают, что его часто видели в парке «Орлёнок». Сегодня здесь ему установлен памятник. Троепольский стоит в развевающемся пальто и, конечно, с собакой.
-9
  • Памятник установили и герою культового произведения Троепольского. Белый Бим Чёрное ухо сидит напротив Воронежского государственного театра кукол имени В. А. Вольховского. Среди местных ходит легенда, что если потереть собаку по уху и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
-10

Иван Саввич Никитин

Пойми живой язык природы -
И скажешь ты: прекрасен мир!
И.С. Никитин - "Поэту"

  • Дом-музей Ивана Никитина расположен в небольшом красивом здании середины XIX века. Его построила семья Никитиных на постоялом дворе в 1846 году. Здесь поэт прожил всю жизнь, и в этих стенах написал большинство своих стихотворений. После смерти Никитина его отец продал постоялый двор родственникам. Они продолжали дело Никитиных вплоть до революции 1917 года. В 1922 году усадьбу вместе с домом национализировали. В начале октября 1924 года, к 100-летнему юбилею со дня рождения поэта, здесь открыли Никитинский музей. В 1955 году он стал домом-музеем Ивана Саввича Никитина.

Экспозиция музея занимает четыре зала. Первый посвящен детству и юности Ивана Никитина. Второй зал представляет собой мемориальную комнату с воссозданным интерьером мещанско-купеческого дома середины XIX века. Здесь выставлены личные вещи поэта – ломберный стол, кресло без спинки и латунные часы в виде колокола. В третьем зале посетителям расскажут, как отразились жизнь и творчество Никитина в искусстве. Четвертый зал повествует о литературной и просветительской деятельности поэта, о его публикациях в известных российских журналах, увлечениях и друзьях, а также об открытии магазина и библиотеки, о первом памятнике Никитину и создании Никитинского музея. В экспозиции – прижизненные издания поэта, редкие книги и ноты XIX века, уникальные фотографии, сургучная печать его книжной лавки.

-11
  • Также напротив кинотеатра "Пролетарий" установлен памятник И.С. Никитину. Изначально памятник Ивану Саввичу хотели поставить в 1899 году к 75-летию со дня его рождения. Но когда император разрешил провести сбор средств, годовщина уже прошла. Тогда воронежцы решили установить монумент к 50-летию со дня смерти поэта.

Средства собирали со всей России – по системе купонов на памятник жертвовали не только состоятельные люди, но и мелкие чиновники, и крестьяне. Всего вышло более 20 тысяч рублей. Затем в столице объявили конкурс на лучший проект монумента, и жюри определило три достойных варианта. Из них городские власти выбрали лучший — проект молодого скульптора, студента Санкт-Петербургской академии художеств Ивана Шуклина. Целый год городские организации вели с автором переговоры, и в итоге Шуклин изготовил скульптуру из бронзы, а пьедестал к ней сделала управа. Мемориал открыли 16 октября 1911 года.

-12

Алексей Васильевич Кольцов

Раз один в Воронеже —
Где, не помню — встретилась
Со мной одна девушка,
Смазливеньким личиком,
Умильными глазками,
Осанкою, поступью,
Речью лебединою
Вспламенила молодца.
А.В. Кольцов - "Повесть моей любви"

Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 г. в Воронеже в семье торговца скотом. Начальное образование получил дома, под руководством учителя-семинариста. В 1820 г. поступил в Воронежское уездное училище, но через год отец забрал мальчика домой, чтобы приучить к торговой деятельности. Кольцов чтением восполнял недостаток образования. В 1831 г. во время деловой поездки в Москву он с помощью издателя и критика Н. В. Станкевича вошёл в литературный круг. В том же году в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Кольцова «Перстень». В 1835 г. на собранные по подписке деньги Станкевич издал книгу «Стихотворения Алексея Кольцова» — единственный прижизненный сборник поэта. Критики отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом и языковом уровнях. 1836 год стал переломным в творческом развитии поэта. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын Отечества», «Московский наблюдатель». Одно из стихотворений опубликовал в «Современнике» А. С. Пушкин.

Идея создания монумента Алексею Кольцову принадлежит его сестре Анисье Андроновой. В 1863 году она обратилась в местную газету с предложением установить памятник брату и сделала первый взнос в 600 рублей – немалую для тех лет сумму. Сбор средств среди частных жертвователей продолжался до 1866 года. Выполнить работу поручили скульптору итальянского происхождения Августино Трискорни, который в это время находился в Воронеже. Проект и эскиз памятника подготовил воронежский городской архитектор Александр Антонович Кюи. Для пятиметрового монумента использовали три сорта белого мрамора, сам бюст поэта сделали из редкой карасской разновидности камня. Постамент украсили резным венком, пальмовой ветвью и цветочной розеткой, а само изображение Кольцова выполнили в античных традициях.

Открыли памятник Алексею Кольцову в 1868 году, вокруг него разбили сквер, названный в честь поэта. Мраморный бюст на пьедестале тогда смотрел на сегодняшнюю главную городскую площадь. В 1930-х годах сквер реконструировали, а монумент передвинули на несколько метров и развернули на 180 градусов.

-13

Виталий Маркович Злотников

Мы часто ездим в Африку,
Австралию Бразилию
Обычно самолетами
И реже по воде
Но если вы котенок,
И вас зовут Василием
То лучше, чем Воронеж
Нет города нигде!
В.М. Злотников - "Котёнок с улицы Лизюкова"

Виталий Злотников родился 20 ноября 1934 года в семье воронежского инженера. Окончив школу, поступил в Воронежский государственный университет на факультет романо-германской филологии. Еще будучи студентом, молодой человек пробовал свои силы на литературном поприще. В газетах и журналах стали появляться первые детские рассказы Злотникова.

В 1968 году Виталий женился, и том же году вышла его первая книга «Я и Джек». Через некоторое время появилось продолжение - «Новые приключения Джека». Появление сына вдохновило главу семьи на написание новых детских произведений. Злотников публиковался в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Студенческий меридиан», «Смена», «Юность» и других.

Его главные герои - животные, которым присвоены непосредственные характеры. Особый успех выпал на долю котёнка с улицы Лизюкова, которого визуализировал режиссер В. Котёночкин.

5 декабря 2003 года в Коминтерновском районе Воронежа был установлен памятник Котёнку с улицы Лизюкова. Дизайн скульптуры разработала 11-классница Ирина Поварова, а скульпторами стали Иван Дикунов и Эльза Пак. Сегодня памятник - визитная карточка города. Его часто изображают на сувенирах. Так же как и в случае с памятником Белому Биму Чёрному Уху, прикосновение к памятнику стало приметой воронежцев.

-14

Литературные места Воронежа являются неотъемлемой частью богатого культурного наследия этого удивительного города. В статье были представлены лишь некоторые из значимых памятников, посвященных литераторам, которые жили и работали в нем. Надеемся, что мы смогли вдохновить людей исследовать и открывать новые грани литературного наследия Воронежа, раскрывая богатство его истории через призму жизни и творчества тех, для кого Воронежская земля стала источником вдохновения.

Текст подготовила Анна Лейбук