Тимур Бекмамбетов долгое время мечтал рассказать историю Насреддина, и уже претворил свою мечту в жизнь , но пока в кукольном спектакле, который был показан два года назад в московском Театре Наций. Теперь режиссер пошел еще дальше: он снимает полнометражный мультфильм об одном из ключевых фольклорных героев Востока, привлекая молодых аниматоров и организуя новые специализированные школы для этого проекта.
Кроме этого, он решил превратить историю Насреддина в компьютерную игру. Тимур рассказал о своем проекте на VII Международном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана — фундамент нового Ренессанса», который проходит в Самарканде. Тимур Бекмамбетов родился в Казахстане и начал свою карьеру в Узбекистане. После прохождения военной службы он приехал в Ташкент, где окончил Театрально-художественный институт, а затем устроился на работу в Узбекфильм и ташкентский театр «Ильхом». Спустя время известный режиссер решил сделать свой вклад в развитие местной анимационной школы и воплотить свою давнюю идею о создании полнометражного мультфильма о Насреддине. На Международном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана — фундамент нового Ренессанса» Бекмамбетов подписал соглашение о создании трех новых анимационных школ в Бухаре, Нукусе и Ташкенте с главой Агентства кинематографии страны Фирдавсом Абдухаликовым. Аналогичные студии уже существуют в Узбекистане, Турции и России (Татарстан), и их ученики уже работают над 90-минутным мультфильмом «Ходжа Насреддин». Бекмамбетов показал первые кадры этого анимационного фильма на культурном форуме, организованном Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. История Ходжи Насреддина от Тимура Бекмамбетова вызывает две ассоциации. Во-первых, это современный анимационный фильм «Шрек». Впечатление создается благодаря стилю анимации и второму герою — верному другу Ходжи, который умеет шутить так же остро, как Ослик из американского мультфильма. Во-вторых, эта история напоминает о средневековом герое Дон Кихоте и его оруженосце Санчо Пансе, который умел разумно поддерживать своего господина и ограждать его от слишком безумных действий. Такие параллели предполагают притязания на международный успех с философской идеей «донкихотовщины». Ходжа Насреддин у Бекмамбетова — это веселый, но и трагический философский персонаж. Режиссер снимает свой фильм на игровом движке, чтобы позже легко превратить его в компьютерную игру с 3D анимацией.
Первые кадры будущей игры представляют Ходжу Насреддина как супергероя, который не носит плаща и ходит босиком. Бекмамбетов напомнил, что истории о «мусульманском Дон Кихоте» были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО в прошлом году. «Ходжа объединяет культуры людей от Северной Африки до Восточной Азии», — сказал режиссер. Поэтому он решил, что над созданием мультфильма должна работать международная команда. В производстве уже задействованы аниматоры из нескольких студий Узбекистана, российского Альметьевска и турецкой Анкары. После 90-минутного мультфильма планируется создание компьютерной игры и анимационного сериала.
Автор текста: Анастасия Сущевская