21 сентября 2023-го года исполнилось ровно 30 лет с момента выхода последнего альбома Nirvana "In Utero"... Не так давно я писал пост о том, как и почему для меня очень важны и близки Nirvana и Курт Кобейн, на самом глубоком, сокровенном уровне - поэтому тут я не буду снова всё расписывать, просто поделюсь своими мыслями и эмоциями...
Как я и писал раньше, я впервые услышал Nirvana в лет 6-7 - слушал на кассетах "Bleach" и "Nevermind", которые просил купить родителей - и слушал много и часто. А "In Utero" на кассете у меня не было, поэтому тогда я не знал про этот альбом.
Впервые я его услышал лет в 17, когда у меня появился пиратский mp3-сборник со всеми альбомами Nirvana, но и тогда я не понимал полноценно этот альбом: во-первых, мне было гораздо привычнее переслушивать "Bleach" и "Nevermind", заслушанные от начала и до конца ещё с детства, а во-вторых, мне всегда, ещё с детства, больше нравились грустные/депрессивные или же тяжёлые/агрессивные песни, поэтому такие вещи на "In Utero", как "Serve The Servants", "All Apologies" и "Pennyroyal Tea", мне тогда казались слишком "позитивными".
И лишь спустя определённое время, когда я узнал больше про личность Курта Кобейна, стал понимать тексты и погружаться во всю биографию и понимать, насколько это резонирует со мной, я по-настоящему понял и предыдущие альбомы - и этот. И я понял, что внешне "позитивная" музыка может скрывать очень много боли, а тексты - глубину уже на совсем другом уровне. И я стал ценить и гениальность Курта Кобейна в написании запоминающихся песен, риффов и мелодий, как для "агрессивных", так и для тех, что мне раньше казались "позитивными" и "попсовыми".
Вообще, после оглушительного успеха "Nevermind", которого не ожидали ни лейбл, ни группа, Курт и Nirvana хотели сделать альбом, который бы не звучал так "прилизанно", как "Nevermind", чтобы передавать больше суть их звучания.
Поэтому в итоге Курт добился записи альбома у культового андеграундного музыканта и инженера Стива Альбини, известным своим подходом к записи и продюсированию альбомов, а также практически полного невмешательства лейбла в процесс записи и весь творческий процесс, включая оформление.
Поэтому на записи не присутствовал никто, кроме участников группы, самого Альбини и техника Боба Уэстона - Стив сознательно игнорировал и не допускал никого из менеджмента и лейбла. И сам подход к записи был особенным: Курт Кобейн, Крист Новоселич и Дэйв Грол записывали основные инструментальные треки вместе как группа, чтобы передать общий драйв и энергию. В итоге запись вышла очень лёгкой для обеих сторон: Курт Кобейн, зная репутацию Альбини, изначально боялся разногласий с ним, так как у Курта всегда было своё чёткое видение, Стив Альбини же отмечал, что в отличие от большинства групп Курт Кобейн знал, чего он хочет и где что при необходимости нужно улучшить, поэтому взаимодействие было лёгким.
Но после отправки микса альбома на лейбл сотрудники лейбла были недовольны: естественно, они дали практически полную свободу Nirvana, потому что это была группа номер 1 на лейбле на тот момент, да и в мире после предыдущего альбом, но всё равно они хотели коммерческого успеха "Nevermind" - и потребовали нового "попсового" сведения от Стива Альбини, который отказался это делать. В итоге Курт сам засомневался в звучании - и в конечном счёте был найден компромисс: звучание было чуть подправлено за счёт мастеринга от инженера Боба Людвига, а продюсером Скоттом Литтом были пересведены только синглы: "Heart-Shaped Box" и "All Apologies" - голос и бас в этих песнях были подняты чуть выше, и для обновлённых версий Курт дописал вокальные гармонии - и акустическую гитару для "Heart-Shaped Box" (чуть позже, уже после выхода альбома, была также пересведена "Pennyroyal Tea", специально для готовящегося к выходу синглу, который так и не вышел из-за смерти Курта). Плюс Курт решил исключить песню "I Hate Myself And Want To Die" из финального трек-листа, так как он сам посчитал, что на альбоме было слишком много "нойзовых" песен.
В итоге альбом вышел в сентябре 1993-го года. А в апреле 1994-го Курт Кобейн был найден мёртвым...
И этот альбом, как и вся музыка Nirvana, неотделим от личности Курта Кобейна. Это ещё одна его грань - из тех, что он успел открыть миру посредством музыки. Честно, для себя я не могу выделить только один альбом Nirvana как самый любимый: я одинаково люблю и "Bleach", и "Nevermind", и "In Utero", каждый по-своему...
Но на "In Utero" музыкально практически сталкиваются две противоположности: более "мелодичная" Nirvana ("Heart-Shaped Box", "Dumb", "Rape Me", "All Apologies", "Pennyroyal Tea", "Serve The Servants") - с грязным, мощным, истеричным безумием и энергией нойз-рока ("Scentless Apprentice", "tourette's", "Milk It", "Frances Farmer Will Have Her Revenge on Seattle", "Very Ape", "Radio Friendly Unit Shifter") - и обе стороны безумно сильно и глубоко отзываются во мне...
А зная биографию Курта, всю историю Nirvana и всё то, что предшествовало записи, понимаешь, что этот альбом просто пропитан болью и отчаянием. Дэйв Грол позже говорил о лирике Курта и настроении альбома в целом: "Многое из того, о чём он [Курт] говорит, связано с тем дерьмом, через которое он прошёл. Это уже не отчаяние подростка. Это совсем другой коленкор - отчаяние рок-звезды". И отчаяние и одиночество тут ощущаются ещё сильнее...
И этот альбом, как и вся музыка Nirvana, навсегда внутри меня, со мной.
И хоть альбому уже 30 лет, на самом деле он уже вне времени - так что просто погрузитесь в него и прочувствуйте. Невероятная красота и вместе с тем глубочайшая печаль "Heart-Shaped Box", разрушительное безумие "Scentless Apprentice", отчаяние, прикрытое счастливой улыбкой в "Dumb", просто взрыв из всех эмоций, уничтожающий буквально всё, в "tourette's"... Это по-настоящему глубокий альбом, с такими разными гранями, который нужно именно понять и прочувствовать...
Спасибо, Курт...
---
И бонусом - несколько фактов про альбом:
- Изначально Курт хотел назвать альбом "I Hate Myself And I Want To Die" - это было в том числе саркастическое высмеивание Куртом своего образа, каким его видели со стороны. Но потом он отказался от этой идеи, потому что понял, что большинство людей всё равно не поймёт этого.
- "In Utero" с латыни переводится как "В утробе". Оформление альбома в разных формах отсылает к этой теме рождения и смерти, которая встречалась в картинах и рисунках Курта на протяжении практически всей его жизни.
- Первая версия альбома вышла 13 сентября в Великобритании, но официальной датой считается именно 21 сентября, когда релиз вышел на CD и остальных форматах в США.
- Идеи для оформления альбома, как и для большинства релизов Nirvana, принадлежат Курту (в том числе Курт настоял на крыльях у анатомического манекена на обложке), а коллаж на задней обложке сделан полностью им: Курт сделал этот коллаж прямо на полу комнаты, в которой он жил, а запечатлел его фотограф Чарльз Питерсон после неожиданного звонка-просьбы от Курта.
- После выхода "In Utero" крупные сети магазинов "Wal-Mart" и "Kmart" отказались продавать альбом - по цензурным соображениям: сети опасались, что "покупателей оскорбит" изображение-коллаж на задней обложке, а также название песни "Rape Me". В итоге именно Курт, а не лейбл, согласился на "цензурированную" версию: заднюю обложку заменили на более нейтральную, а название "Rape Me" - на "Waif Me". Курт и группа пошли на уступки, потому что сами Курт и Крист выросли в маленьких городках, где для подростков единственными источниками музыки были как раз такие магазины - и Курт хотел, чтобы такие же подростки могли услышать их музыку.
- Название песни "tourette's" умышленно пишется именно со строчной буквы - и отсылает к неврологическому расстройству, известному как "синдром Туретта".
- Название песни "Frances Farmer Will Have Her Revenge On Seattle" ("Фрэнсис Фармер отомстит Сиэттлу") отсылает к трагической судьбе голливудской актрисы 30-х Фрэнсис Фармер, которая вела битву с голливудской киностудией, которая вынуждала её играть плохие роли, что в итоге привело к госпитализации Фрэнсис в психиатрическую клинику. Курт Кобейн проводил параллели между собой и трагической судьбой Фрэнсис Фармер, с её откровенной неприязнью к коммерции, травлей со стороны СМИ и в целом жестокой и несправедливой судьбой...
- Открывающий гитарный рифф из песни "Very Ape" используется в песне "Voodoo People" The Prodigy. Изначально Лиэм Хоулетт хотел использовать оригинальный сэмпл из "Very Ape" в своём треке, но из-за проблем с правами со стороны лейбла в "Voodoo People" используется перезаписанный заново рифф, идентичный оригинальному - его для трека The Prodigy сыграл и записал гитарист Лэнс Риддер.
- Инженер и продюсер альбома Стив Альбини отказался от процентных пунктов продаж альбома (несмотря на то, что он получил бы примерно 500 тысяч долларов) и также, вопреки стандартной практике среди продюсеров в музыкальной индустрии, отказался от получения роялти (регулярных лицензионных выплат от продаж, воспроизведений песен с альбома и так далее на протяжении всей жизни) в пользу Nirvana, потому что на его взгляд это является безнравственным и "оскорблением для артиста".
- В песнях "Dumb" и "All Apologies" звучит виолончель в исполнении Киры Шейли - подруги Стива Альбини, которую он пригласил для записи.
- Оригинальные европейское и австралийское CD-издания альбома включают в себя также скрытый трек "Gallons Of Rubbing Alcohol Flow Through The Strip", который начинается после 20-ти минут тишины в дорожке последнего трека "All Apologies". "Gallons Of Rubbing Alcohol Flow Through The Strip" - это полностью импровизационный джем-трек, случайно записанный во время трёхдневных демо-сессий группы в Рио-де-Жанейро в Аргентине.
---
Но всё же - пусть вместо фактов говорит Музыка. Спасибо, Курт, спасибо, Nirvana...
Весь альбом на Ютубе: