Найти тему

Детство и юность Паустовского

У меня на Паустовском "галочка". Так сложилось, что он стал некой знаковой фигурой в моём литературном мире, поэтому я нежно храню его в сердце, как что-то светлое, доброе и глубокое. Его родниковый язык имеете половую принадлежность - да, вот такая у меня ассоциация. В моём восприятии мира книг есть женская манера изложения в литературе, а есть мужская. Женская - витиеватая, кружевная и многословная. Мужская - лаконично небрежная, на первый взгляд, но при этом попадающая в самую сердцевину души. Это как грубыми мужскими руками готовить вкуснейшие блюда или виртуозно играть на фортепиано, несмотря на объёмный размер своих пальчиков, как, например, у всем известного в нашей стране Дениса Мацуева. Однако, я уже далеко ушла от Паустовского, как и от его автобиографической и первой книги "Далёкие годы" из сборника "Повесть о жизни".

В данной повести воспоминания автора о своём детстве до поры окончания гимназии. Передо мной именно такой юноша, каким я и представляла себе этого человека. По-мужски сдержанный и спокойный, с добрым сердцем, тонко чувствующей душой и искренне влюблённый в жизнь. В нём угадывается личность фундаментальная и достаточно жизнеустойчивая, несмотря на присутствие тонких струн души. Хоть мама будущего писателя и переживала, что "вывихнутые мозги" Кости не позволят стать ему достойным человеком в жизни, а папа при этом, успокаивая жену, говорил, что - "Пусть будет неудачником, нищим, бродягой, кем угодно, но только не проклятым киевским обывателем!", однако ж из него получился тот, который нам всем известен, и многими горячо любим.

Начало двадцатого века, тревожное начало для нашей страны, пронизанное ветрами перемен - это первые сознательные годы автора, в которые происходило становление личности под влиянием обстановки как в стране, так и в семье юного Кости, в которых о стабильности можно было только мечтать. Конфликт между отцом и матерью, который привёл к многолетней разлуке Кости с родителями был смягчён многочисленными родственниками, проявляющими заботу о юноше. Жизнь будущего писателя не была тяжёлой, поскольку всегда была согрета чьей-то любовью и украшена интересными людьми. Тут всего понемногу - восприятие чужого горя и бедности, семейных скрытых трагедий, первые мгновения несмелой юношеской любви, быстро осевшей, словно утренний туман. Ну и наконец пробы на зуб гранита наук с  началом литературного творчества Паустовского. И вот такие наблюдения и мудрые мысли писателя о детстве:

Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. В детстве все было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким.
Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.

Паустовский верен себе - честный, искренний и чистый, без излишних преувеличений и пафоса. Не вьёт кружева, когда описывает природу, но чутко передаёт настроения тонкого наблюдателя и ценителя русской природы, как и своего родного края. Таким я его ощущаю, за это и ценю. Причина, по которой снизила пол бала в своей оценке, чисто субъективная, связанная с моим личным восприятием такого повествования, которое часто свойственно, я думаю, именно автобиографиям. А это - частые событийные перескакивания, присутствие многочисленных фамилий, как и лиц, участвующих в судьбе рассказчика вместе с излишними описательными подробностями жизни. Изложение больше описательное, нежели событийное, а это не всегда и не всем удаётся настолько хорошо, чтобы цепко держать внимание таких читателей, как я.

И в конце два запомнившихся мне мудрых и добрых напутствия писателя для всех нас :

Я догадывался, что в жизни хорошее и плохое лежат рядом. Часто хорошее просвечивает через толщу лжи, нищеты и страданий. Так иногда в конце ненастного дня серые тучи вдруг насквозь просветятся огнем заходящего солнца.
Я старался находить черты хорошего всюду. И часто находил их, конечно. Они могли блеснуть неожиданно, как хрустальная туфелька Золушки из-под ее серого рваного платья, как мог блеснуть где-нибудь на улице внимательный и ласковый взгляд ее глаз. "Это я,- говорил этот взгляд.- Разве ты не узнал меня? Сейчас я обернулась нищенкой, но стоит мне сбросить лохмотья, и я превращусь в принцессу. Жизнь полна неожиданного. Не бойся. Верь в это".
"Кем бы вы ни были, помните мудрый совет: "Ни одного дня без написанной строчки". Трудитесь! Что такое талант? Трижды и четырежды труд. Любите труд, и пусть вам всегда будет жаль с ним расставаться".