Покупка авиабилетов через интернет – это очень удобно, но нужно быть бдительным. Иначе можно потерять деньги, время и нервы. Приводим распространенные ситуации, и рассказываем, как действовать.
Мне в личные сообщения написал очень милый и любезный человек. Предлагает билет со скидкой 30%. Покупаю?
Нет, не надо. Официальные агрегаторы никогда не будут предлагать пользователю билеты со скидками в 30-40% — а тем более делать это через личные сообщения в социальных сетях. А вот мошенники часто именно так и поступают: через «лички» соцсетей им проще войти в доверие к потенциальной жертве.
Нашёл бот в Telegram — предлагает билеты по адекватным ценам. Мошенники?
Да. Даже профессионалу бывает сложно отличить официальный бот компании от поддельного. Они могут называться абсолютно идентично, визуально выглядеть похожими. Но настоящий сайт-агрегатор не будет предлагать своим пользователям именно покупку через телеграм. Максимум — просто расскажут об интересных предложениях, а сам процесс оплаты будет всё равно происходить через защищённый сайт.
Предлагают оплатить билет через QIWI-кошелек. Тоже мошенники?
Да, скорее всего. Оплату на QIWI-кошелек, переводы на карту физического лица, оплату по номеру телефона очень часто в своих схемах используют именно мошенники. Легальные онлайн-сервисы подключают интернет-эквайринг — современный и безопасный инструмент для приема платежей с банковских карт.
Хочу купить билет через сайт-агрегатор. Как проверить, что с ним всё ок?
С помощью сервиса настоящийбилет.рф (https://настоящийбилет.рф/) — если сомневаетесь в надёжности сайта-агрегатора, просто вбейте адрес в строку поиска.
Легальный сервис найдётся в базе данных. А если сайт подозрительный или явно мошеннический — команда специалистов оперативно предпримет действия для его блокировки.
На сайте не надо было вводить код подтверждения транзакции. Меня уже обманули?
Нет, необязательно. Современные электронные платежные системы и банки используют специальные протоколы, обеспечивающие безопасность пользователя в момент ввода данных. Часто эти протоколы подразумевает ввод защитного кода (который приходит через SMS) для подтверждения транзакции.
Но если вы смогли оплатить покупку в интернете, и одноразовый защитный код из SMS вводить не понадобилось — это ещё не означает, что вас обманули. Это просто значит, что сайт использует устаревший способ оплаты.
Билет после покупки не приходит уже час. Это плохо?
Нет, это ок. Процесс выписки билета может занимать до трёх часов, а некоторые агентства выписывают билеты вручную, что занимает больше времени.
Например, если вы купите билет вечером — после того, как у ответственного за выписку сотрудника закончится рабочий день — вам придёт отбивка о том, что происходит ручная выписка и нужно подождать.
Если не пришёл билет или отбивка о ручной выписке не пришли, нужно сделать следующее.
🟠Проверьте папку «Спам» на предмет письма от продавца, с билетом или нет.
🟠Проверьте, что правильно указали адрес почты.
🟠Проверьте в истории операций, кто списал деньги за билет.
В истории операций указано название авиакомпании или агентства? Всё в порядке, деньги ушли кому нужно — осталось дождаться оформления билетов.
А вот если в списании указан перевод на карту (CARD2CARD) или электронный кошелёк, либо в качестве продавца — сайт контекстной рекламы (Google AdWords, Yandex.Direct, Vitamin Tools, Elama), как можно скорее обращайтесь в свой банк и полицию — вы стали жертвой мошенников.
На сайте продавца билет есть, а на сайте авиакомпании — нет. Или он дороже. Это точно не обман?
Нет, так часто бывает и с совершенно обычными билетами. Дело в том, что довольно часто компании полностью отдают тревел-агентствам для продажи некоторые тарифы или чартерные рейсы. Тогда на сайте компании вы этот билет не найдёте, он будет только у агентств.
Что-то смутило меня уже после покупки. Можно ли проверить подлинность уже купленных билетов, и как это делается?
Да. Подлинность легко проверить, когда рейс не чартерный: продавец передаёт клиенту код бронирования (PNR). Просто найдите ваш билет на сайте авиакомпании по коду и фамилии пассажира.
Если же речь идёт о чартерном рейсе, проверить его подлинность будет не так легко. Сами билеты на такие рейсы выписываются за сутки до вылета, так что свой PNR заранее вы не получите. Но можно проверить самого продавца — через настоящийбилет.рф. (https://настоящийбилет.рф/)
Что делать и куда бежать, если я понял(а), что стал(а) жертвой мошенников? Есть ли шанс вернуть деньги?
Первым делом нужно как можно скорее обратиться в банк и попробовать отменить списание денег. Попробуйте оформить процедуру чарджбэка за не оказанную услугу — для банка услугой считается выписка билетов, а вы их не получили.
После этого свяжитесь с полицией. Если в платёжной выписке указан Яндекс.Директ — деньги можно вернуть через них: пишите в поддержку. (https://yandex.ru/support/direct/troubleshooting/other.html)
По данным Relocanto&Emigranto