Никак не могу смириться с тем, что для моих детей слова матери перестали быть аргументом. И они постоянно просят у меня каких-то доказательств.
И вот просто хочется понять. Потому что мать так сказала - это что, нынче для детей не аргумент? Не доказательство?
Материнское слово - это самое лучше обоснование всего. Вообще всего, понимаете? Мать так сказала, и точка.
Дети: Стас, 16 лет, Паша, 7 лет, Вадим, 5 лет.
Вчера мы с Вадимом ходили встречать Пашу из школы. Встретили, пошли обратно домой.
Идём, мальчишки между собой о чём-то разговаривают, я даже не вслушиваюсь. Слежу за дорогой.
-Знаешь, мама, что у нас сегодня в школе случилось? - вдруг спросил меня Паша.
А я, ребята, с недавних пор стала такая равнодушная, что аж сама поражаюсь. Какая, думаю, мне разница, что там, в этой школе, случилось? Тем более, что мы от неё уже далеко ушли. И ребёнка я оттуда целого забрала.
Поэтому, что бы там сегодня не произошло, меня это абсолютно сейчас не касается. Как говорится - главное, что все живы. А с остальным завтра разберёмся.
Но, раз Паша задал вопрос, то всяко не просто так. И поговорить с ним на эту тему всё-равно придётся.
-И что же у вас случилось? - спросила я.
-Неприятность, - вздохнул Паша.
-Какая? - уточнила я.
-Да мой сосед по парте, - начал рассказывать Паша, - налил в стаканчик воды. И поставил на парту. А потом стал баловаться на уроке и стаканчик опрокинулся. Вода пролилась на парту, полностью замочила его тетрадь и мою, по окружающему миру.
-Да уж, действительно неприятность, - согласилась я.
А потом подумала и решила использовать эту ситуацию в воспитательных целях.
-Вот видишь, Паша, что бывает, - добавила я, - когда на уроках балуются. Так что, ты так никогда не делай.
-Ага, - кивнул Паша, - я и не делаю. Но только, мама... это ведь не самое страшное было.
Батюшки, думаю, только этого не хватало. Страшнее пролитой на тетрадь воды, на мой взгляд, может быть только протухший мандарин в портфеле. До сих пор забыть не могу, как нашла такой сюрприз у Стаса в рюкзаке, когда он во втором классе учился.
-И что же было страшнее? - спросила я.
-А то, - ответил Паша, - что эту мокрую тетрадь положили сушиться на батарею. Но батарея горячая, а тетрадь бумажная. Она высохнет и может загореться. И вот теперь я переживаю, как бы в школе пожар не случился.
-О, нет, - к беседе подключился Вадим, - только не пожар! Я же ещё не успел в этой школе поучиться! Это несправедливо!
Паша посмотрел на брата. Мол, да, Вадя, это несправедливо, но что тут можно поделать? Не мы с тобой затеяли эту опасную игру с батареями.
-Переживать не надо, - решила успокоить я детей, - тетрадь на батарее точно не загорится.
Паша с Вадей повернулись ко мне. Видно было, что мои слова для них не аргумент. И мальчишкам хотелось бы больше конкретики.
-Почему? - спросил Паша, когда аргументов не дождался.
И вот я, ребята, не знаю, почему. Потому. Не должна бумага на батарее загореться, да и всё. Жизненный опыт у меня такой. Я просто так чувствую.
-Ну вот так, - объяснила я.
-Как? - Паша с Вадей смотрели на меня.
И тут я вспомнила, что лет пятнадцать назад по телевизору шла программа Галилео. И там Александр Пушной показывал опыт с бумажным стаканчиком, в котором смог вскипятить воду.
-В общем, - сказала я, - всё дело в том, что отопление в школе водяное. В батареях вода. А температура кипения воды ниже, чем температура возгорания бумаги. Поэтому, пока в батареях есть вода, она не сможет нагреться так сильно, чтобы поджечь бумагу.
Паша с Вадей выслушали мой рассказ молча. И были очень удивлены. Нет, не тем, что бумага на батарее не загорится. А тем, что мать, в кои-то веки, смогла интеллектуальную беседу поддержать.
-А что, - захотел развить тему Паша, - если воды в батарее не будет? Тогда тетрадь загорится?
-Нет, - ответила я. - Тогда батарея просто не нагреется.
-Почему? - Паша, кажется, собрался идти до конца. И закошмарить меня полностью.
-Потому что нечему будет нагревать батарею, - я была близка к тому, чтобы уже начать закатывать глаза. - Вода нагревает батареи. Если воды в системе отопления нет, то и тепла не будет.
В принципе, я была готова к дальнейшим расспросам. Ожидала, что Паша спросит что-нибудь про устройство системы отопления. Но нет.
-Ясно, - в итоге сказал он.
И до самого дома дети шли молча. И я шла молча, радуясь, что разговор закончен.
Вечером я рассказала эту историю мужу. А тот знаете, что мне ответил? Мол, так-то ты, Ксеня, конечно, права. И бумага реально не загорится на батарее. Но ведь надо же было учитывать нюансы.
Вот, сказал он, у нас из котла отопительного выходит труба. А на ней - термометр. А на термометре - аж до 120 цифры есть. А зачем, ты не думала? Зачем цифра 120, если температура кипения воды - 100 градусов? Более того, добавил этот неприятный муж, помнишь, как ты пару раз именно до 120 котёл раскочегарила? Это потому что давление. Чем оно выше, тем выше температура кипения воды. И напоследок ещё успокоил, что батареи даже лопнуть могут. От давления, ага. Но не наши, а чугунные. У наших просто уплотнители выдавит, и всё.
И вот я теперь не понимаю, что мне с этой информацией делать, и как жить спокойно. Я не хотела этого знать, а теперь знаю.
Надо было с этими детьми на своём стоять. И не пускаться в объяснения, почему тетрадь на батарее не загорится.
Почему, почему... Потому. Мать так сказала. И точка.
P.S. Хорошо ещё, что дети этот разговор не слышали. Не хочу даже думать, что нового они могли для себя выяснить.
Тут вот есть немного про наш котёл, с которого глаз спускать нельзя: