Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Мед, мертвец и кипящий котелок.

Люди со времен раннего Средневековья изменились не то чтобы очень сильно. Нет, конечно, мы сменили толстенные книги на смартфоны, быков в поле заменили тракторами, а вместо "Салической правды" в ходу Уголовный кодекс, но все это косметика. В основе своей человек почти не поменялся. Да и с чего бы? Те же желания, те же мотивы, да и проблемы, в общем-то, те же.

И едва ли не главной проблемой человека во все времена было совершенно наплевательское отношение к законам. И действительно, ну подумаешь, законы, ну существуют, и черт с ними. Написал же их кто-то на нашу голову. Да что говорить, из них каждый второй, а может быть, даже каждый первый абсолютно идиотский. Вот тот, кто написал, тот пусть их и исполняет? В смысле, меня в тюрьму? За что?

Да, дорогой друг, сегодня мы снова будем говорить о странных законах Каролингов. Тех самых, которые не понятны современному человеку и лишены, на первый взгляд, кажется, даже малейшей логики. Но мы поглядим на них второй раз, а если потребуется, и третий. И обязательно разберемся, откуда такие конские штрафы, причем тут покойники, мед, котелок и кипящая вода.

Что происходит? Не беспокойтесь, просто вы приглашены в королевский суд
Что происходит? Не беспокойтесь, просто вы приглашены в королевский суд

И начнем мы сегодня со сладкого. А точнее с меда. А еще точнее посмотрим, как наказывали тех, кто, пренебрегая священным правом частной собственности, крал у своих соседей пчелиные ульи, из которых, собственно, и получали этот самый мед.

  • VIII. О краже пчел
    § 1. Если кто украдет один улей из-под замка, и будет уличен, присуждается к уплате 45 солидов.

Так погоди, - скажет самый внимательный читатель, автор ты вот сейчас всерьез? Ты же сам сто раз говорил, что годовой бюджет небогатой крестьянской семьи - это два - три солида! Откуда такие непомерные, мягко говоря, штрафы? Это же надо пятнадцать лет работать без сна и отдыха, чтобы его оплатить!

Ну что тут сказать. Да. Штрафы у франков (все штрафы) были, конечно, совершенно замечательных размеров. Но даже на их фоне наказание за кражу улья было каким-то чрезмерно суровым. Ну посудите сами, кража лошади, что была на секундочку, одной из главных составляющих военной традиции франков, оценивалась так же в 45 солидов.

Пчелы, просто пчелы.
Пчелы, просто пчелы.

За украденного раба просили даже меньше, чем за лошадь. Рана в грудь или живот в 30 солидов. Да что говорить. Даже поджог, одно из самых страшных бытовых преступлений, обошелся бы злодею не то чтобы сильно дороже.

  • X. О краже рабов
    § 1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 30 солидов.
  • XVII. О ранах.
    § 4. Если же кто будет ранен между ребер или в живот, причем окажется, что появится рана и проникнет до внутренностей, присуждается к уплате 30 солидов
  • XXXVIII. О конокрадстве
    § 2. Если кто украдет жеребца, и будет уличен, присуждается к уплате 45 солидов
  • XVI. О поджогах
    § 1. Если кто сожжет какой-нибудь дом со спящими людьми, те из свободных, которые были внутри, должны вызвать его на суд, и если он сгорит, присуждается к уплате 6З солидов.

Но почему так? Почему обычный, в общем-то, улей не просто крайне ценен? Почему для защиты его от посягательств выделен целый "титул" в Салической правде? Что, мед во времена "варварских королевств" был так дорог? Или, может быть, просто король Хлодвиг любил сладкое?

А на этой картинке, на самом деле изображен мед. Хотя с первого взгляда его можно спутать с двумя солидами
А на этой картинке, на самом деле изображен мед. Хотя с первого взгляда его можно спутать с двумя солидами

Ну, конечно же, мед был дорог. Более того, во времена раннего Средневековья в Европе он был едва ли не единственной более или менее доступной сладостью. Сахар, конечно, уже давно существовал, но в Европу попадал в настолько мизерных количествах, что проще сразу про него забыть и не вспоминать. Но дело, в общем, то было не только в этом.

Мед в раннесредневековой Европе, был наряду с солью, одним из немногих доступных консервантов. А значит, при отсутствии других возможностей длительного сохранения продуктов, был незаменим при превращении урожая в долгосрочные запасы провизии. Ведь не любой продукт возможно засолить для длительного хранения, да и не всегда соль (бывшая кстати, тоже весьма дорогим продуктом) была под рукой.

Но и это еще не все. Мед был одним из необходимых компонентов в приготовлении сидра. Самого распространенного алкогольного напитка на территории Королевства франков в VI - VIII веке. И, соответственно, одного из важнейших товаров франкской экономики.

Выпивка - это немаловажно"
Выпивка - это немаловажно"

Яблочные сады были едва ли не единственными фруктовыми деревьями, относительно нормально пережившими раннесредневековый климатический пессимум. Конечно, деревья частично одичали, а яблоки измельчали, став не такими большими и сладкими, как в старые добрые времена. Но главное - они были. И их было реально много.

И, казалось бы, ну отличная отличная новость, особенно если вспомнить о небогатых урожаях того времени. Вот только сохранить их, как и прочие продукты, не было решительно никакой возможности. Все это богатство, нужно было быстро быстро и решительно перерабатывать.

И их прирабатывали. Целые области северо-востока Франкского королевства превращали десятки тонн яблок в десятки, если не сотни тысяч модиев сидра. Недорогого, в общем, алкогольного напитка, спрос на который был постоянным и повсеместным.

Вот и получается: злодей, укравший улей, не просто лишил имущества доброго человека, а своими действиями ставил под угрозу целую отрасль производства, с которой кормились тысячи и тысячи людей. И можно было бы сказать: ну, подумаешь, всего один улей. Но нет. Даже не всерьез угрожать экономике королевства, то же самое что угрожать королевской казне. Такое не прощается.

Да здраствует королевский суд, самый гуманный суд в мире
Да здраствует королевский суд, самый гуманный суд в мире

Ну ладно, С медом, сидром и прочими вкусными и полезными напитками вроде разобрались. Пришло время перейти к вещам намного менее аппетитным.

Если внимательно изучать законы франков салических и рипуарских, то довольно быстро можно заметить весьма странную закономерность. Все, что связывается с преступлениями против умерших, особенно если речь идет о вскрытии могил, наказывается настолько сурово, что становится даже как-то обидно за живых. Вот честно, создается впечатление, что покой "дорогого усопшего", для короля франков, важнее жизни и здоровья его поданных.

  • LXL 0 грабеже.
    § 1. Если кто похитит что-либо своею рукою у другого, он должен возместить стоимость вещи и, сверх того, присуждается к уплате 30 солидов.

    XIV. О нападениях или грабежах
    Приб. 4-е. Если кто ограбит мертвого человека, прежде чем его опустят в землю, и будет уличен, присуждается к уплате 100 сол.
    Приб. 5-е. Если кто, вырывши труп, ограбит его, и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов

То есть, понимаете, да? Грабеж усопшего, а тем более вскрытие его могилы, считалось преступлением опаснее грабежа, насилия и нанесения увечий живому человеку. Да, черт возьми, в некоторых случаях вира за убийство была меньше. Почему так? Неужели франки настолько чтили память о своих предков?

А мечик пожалуй я заберу.
А мечик пожалуй я заберу.

Ну, конечно же, чтили. И за разграбленную могилу можно было без всякого вергельда и "титула" в Салической правде, повиснуть на копье или саксе скорбящего родственника. Но главное, конечно же, было не это. Чума. Кошмар раннего Средневековья, который так и не удалось победить.

И не то чтобы медицина в те славные времена была совсем беспомощна, но бороться с пандемией она, конечно, не могла никоим образом. Поэтому единственным надежным средством борьбы с ней было уйти подальше, закапывать умерших поглубже, и отрубать руки идиотам, что пытаются снова выпустить смерть в мир живых. Ну, или хотя бы тащить в суд, чтобы другим неповадно было.

Вообще боязнь чумы в раннем Средневековье была довольно велика. Не понимая точно, как в действительности работает эпидемия, люди, как могли, защищались от нее. В том числе и законами.

Кроме собственно, целого массива законов, регулирующих посмертные контакты, в Правдах разных народов того времени мы находим так же и крайне жестокие законы о ведьмах. Наказанию подвергались не только сами ведьмы и колдуны, но и те, кто помогал им, знал о них и не рассказал об этом добрым людям.

Ведь каждому образованному человеку того времени было очевидно, что все эти колдуны и ведьмы, что якшались не пойми с кем, первые помощники зла. И ничего хорошего от них, кроме болезней и проклятий ждать не нужно. И, прошу заметить, ко всему этому еще даже не приложила руку христианская церковь. Первые попытки борьбы с "детьми сатаны" клирики предприняли только через несколько веков. А пока королевский суд справлялся с ведьмами и их пособниками без чужих подсказок.

Какая такая инквизиция? Сами справимся!
Какая такая инквизиция? Сами справимся!
  • XIX. О порче
    § 1. Если кто даст другому выпить отвар трав, с целью умертвить его, присуждается к уплате 200 солидов.
    § 2. Если кто причинит порчу другому, и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается к уплате
    63 солидов
    Приб. 1-е. Если кто-нибудь нашлет на другого порчу или положит на какое-либо место навязь присуждается к уплате 62 солида.
    Приб. 2-е. Если какая-нибудь женщина испортит другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 62 солида.
  • LXIV. О прислужнике при колдовстве
    § 1. Если кто обзовет другого прислужником при колдовстве, т. е. пособником ведьм, или таким, про которого ходит слух, будто он носит котел, где ведьмы варят, присуждается к уплате 63 солидов.
    § 2. Если кто обзовет свободную женщину колдуньей, и не будет в состоянии доказать, присуждается к уплате 89 солидов.
    Приб. 1-е. Если колдунья съест человека, и будет уличена, присуждается к уплате 200 солидов.

И чтобы никто не подумал, что мягкие и бесхребетные франкские короли боролись с ведовством исключительно штрафами, я напомню: тот, кто не был в состоянии заплатить эти совершенно незначительные деньги в королевскую казну, как правило, отправлялся на висельницу. Причем иногда вместе со своими родственниками. Ну, или в рабы, если очень повезет. Но чаще все-таки на висельницу.

Ну а что с ними еще прикажете делать если они людей едят?
Ну а что с ними еще прикажете делать если они людей едят?

Ну и напоследок давайте поговорим об еще одном, мягко говоря, необычном законе. Кстати говоря, втором моем любимом законе во всей Салической правде. Он даже называется дико: "О выкупе руки из котелка". А уж как звучат его чеканные формулировки (на самом деле нет)! Это же просто баллада какая-то.

  • LIII. О выкупе руки от котелка
    § 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить семь соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 ден., что составляет 15 солидов, он может выкупить свою руку за 3 солида.
    § 2. Если же он придет снова для выкупа руки, то должен (с соприсяжниками) уплатить графу «fritus», как бы за проступок, в котором был уличен.

И тут даже самый терпеливый читатель непременно воскликнет, - Автор, ты вообще о чем, какой котелок, какие соприсяжники, какая кипящая вода? Что это вообще за бред?

Подожди секунду, дорогой друг. Сейчас все объясню.

Во времена "варварских королевств", с ведением следствия и доказательной базой совершенных преступлений все было, мягко говоря, так себе. Ни биллинга, ни дактилоскопии, даже несчастного детектора лжи не было. Обходиться приходилось, по сути, исключительно свидетельскими показаниями. Если тебя кто-то видел, то он приходил на суд и свидетельствовал. Лучше, конечно, если таких людей было три - пять человек.

Правду только правду и ничего кроме правды.
Правду только правду и ничего кроме правды.

Но подлые преступники, нарушая закон, совершенно бессовестным образом прятались от свидетелей. А лжесвидетельствовать на суде у франков было не принято. За это полагались такие штрафы, что всей деревней не расплатиться. Вот чтобы не рисковать, и призывал истец или ответчик в свидетели Бога, отдаваясь в его руки.

Считалось, что если человек прав и сердце его чисто, то он легко может опустить руку в кипящий котелок и через неделю продемонстрировать ее судье без признаков серьезного ожога. И тогда всем становилось очевидно, что человек не соврал, и Господь стал ему в этом свидетелем. А поэтому все, что говорят против него - навет. И, кстати, повод для рассмотрения нового дела о лжесвидетельстве.

Насколько долго нужно было держать руку в котелке, неизвестно. Но, судя по тому, что закон этот все-таки появился, и был востребован, вряд ли речь шла опаре мгновений.

Если совсем просто, то обвиняемый, которого призвали к "божьему суду" и который не имел желания рисковать своей рукой, мог обменять свою добрую славу на условно нейтральный приговор.

Опустите свою руку сюда.
Опустите свою руку сюда.

Для этого он мог прибегнуть к другому доказательству своей невиновности. Пригласить соприсяжников, людей, которые его давно знают и могут перед судом подтвердить его доброе имя. Если таких набиралось семеро, и они были готовы поклясться в том, что обвиняемый - честный человек, то это считалось достаточным, чтобы оправдать его.

Бывший обвиняемый платил небольшую сумму в качестве судебных издержек и радостно шел домой. А дело считалось закрытым. Вот только был один небольшой нюанс. Теперь давшие клятву отвечали за него и его проступки. И если он снова представал перед "божьим судом", то все эти люди, что говорили о его честности и порядочности, тоже считались виновными. и откупиться у них не было никакой возможности.

Вот и получаюсь, что с одной стороны, даже беднейший общинник, если он действительно невиновен, имел шанс на "божий суд", а его семья и земляки могли заплатить выкуп своим и его добрым именем. А с другой - это же чистой воды коллективная ответственность. И поступок, на который можно пойти, только совершенно точно зная, что никогда не пожалеешь о своем решении.

Закон суров но это закон.
Закон суров но это закон.

Такая вот получилась история про странные законы франков. Которые, если приглядеться немного внимательнее, оказываются вполне себе логичными, а где-то даже и мудрыми.