«Когда нет границ и правил, возникает анархия. Если бы так было, то не было бы частных школ. И «Других школ», тоже бы не было.» Пишет об этом в своем посте на странице ВК Сообщества «Другие школы» психолог школ СФЕРА – Наталья Мисюкова
Честно говоря, мне даже предположить трудно, откуда пошел такой миф. Скорее безграничная «свобода» у нас сейчас в школах массовых, где учитель «не имеет права», а все дети слишком хорошо знают свои права и не осознают, что они имеют место быть тогда, когда ты осознаешь и свои обязанности, и свою ответственность.
Говоря о границах, мы должны понимать, что любая частная школа – это своя философия, это своя педагогическая концепция, а, следовательно, и свои правила. Причем, в большинстве школ такие правила гораздо «жестче», чем в школе обычной массовой. Только истоки этих правил лежат, скорее в идеологической области. То есть устанавливаемые границы обоснованы и понятны всем членам образовательного процесса.
Если говорить о нашей школе, то основные законы и правила принимаются/утверждаются нашей школьной Думой в сентябре месяце и доводятся до сведения всех вновь пришедших. Существующие правила установлены для всех: и для детей, и для взрослых, что только подтверждает их обязательность для детей.
А самое основное это то, что установлена ответственность за нарушение тех или иных правил.
Например, «Закон 00». Если ты опоздал в школу (будь ты ребенком или взрослым), ты будешь делать зарядку перед обедом. Для детей это чревато тем, что отрывается время от прогулки, которая, естественно, интересна и важна.
И опять цитирую Наталью:
И все же есть поговорка: "Правила существуют для того, чтобы их нарушать". Наверное, поэтому Григорий Остер в своих «Вредных советах» описывает то, что на самом деле делать нельзя. Ведь если разрешено, то уже не так интересно. Поэтому чем больше правил и запретов, тем сильнее желание их нарушить. Хочется нарушать, когда скучно, неинтересно, непонятно. А поскольку в частных школах классы небольшие, то учитель видит каждого ребенка. Видит, когда ребенок устал, когда что-то непонятно, когда грустно. И предлагает ребенку альтернативу. К сожалению, в классе где 30-40 детей, такое просто невозможно.
Важно отметить и то, что правила действуют только там, где всем понятно, зачем они установлены, где каждый болеет за то, чтобы в школе, где (как в большинстве частных) ты проводишь времени больше, чем дома, было комфортно, и, прежде всего, тебе, а для этого нужно научиться уважать окружающих и соблюдать их свободу.
И опять цитата из текста Натальи:
У нас в Сфере, кроме Законов, есть еще ритуалы, которые работают на сплочение нашей школьной семьи. Участвуя в них, и дети и взрослые делаются единым целым, ощущают себя частью большой семьи СФЕРЫ. Ведь всем нам нужна взаимная любовь и поддержка, поэтому остаться без них никто не хочет, и дети сами стремятся к порядку.
В Сфере есть дежурства, во время которых ребята помогают по хозяйству, и это формирует не только умение трудиться, но и уважение к чужому труду. Ведь когда ты целый день убираешь за всеми, то и желания навести беспорядок намного меньше.
Поэтому да, нет строгих границ и ограничений. Просто создается такой микроклимат, думаю, в каждой школе свой, возможно непонятный со стороны, зачастую пугающий своей неизвестностью и кажущейся вседозволенностью. Но все, что достигается жесткими ограничениями и наказаниями в одном месте, мы достигаем через взаимную любовь и уважение.
Поэтому в Сфере жестких границ нет. По сути, разрешено все, что не нарушает свободу другого человека. И все мы учим детей чувствовать и определять и свои и чужие границы.
Большого количества правил нет, но есть порядок, достигаемый с помощью заботы о ближнем. Поэтому, например, дети Сферы не хотят уходить из школы, а утром бегут в нее с удовольствием, а некоторые и выходные и каникулы не любят.
А вы за жесткие границы или за разумную свободу?