Недавно общался с заказчиками, которые несколько лет живут в доме, построенном по нашему проекту. Среди прочих возник такой вопрос.
Конечно, многое зависит от локации. Тем не менее ответ мой таков: шансы продать, конечно же, есть, но шансы продать дом дороже себестоимости невелики.
Почему сложно продать дом, построенный «для себя», дороже себестоимости?
В доме «для себя» много невидимых свойств, которые важны для заказчика, на которые потрачены дополнительные деньги, но которые не будут понятны покупателю. Например, окна. В доме «на продажу» главное цвет и конфигурация окна. Ну и чтобы открывались нормально первые несколько раз пока дом еще продается.
В доме «для себя» заказчику важна теплотехника этих окон, а это свойства профиля, параметры стеклопакетов, напыления на стеклах, правильный монтаж, важно, чтобы окна открывались хорошо и через пять и через десять лет. А это уже совсем другие окна и стоить они будут тоже других денег. То же самое можно сказать и про наполнение «пирогов» стен, полов, кровли, про выполнение узлов примыкания. А уж про инженерное обеспечение, наверное, и так всем очевидно.
Как продать дом дороже себестоимости?
Для этого изначально нужен бизнес-план, который стоит во главе, а не учет пожеланий заказчика. Техническое задание (ТЗ) на проектирование такого дома будет принципиально отличаться от ТЗ на проектирование дома «для себя». Не только ТЗ, но и подходы к проектированию и строительству отличаются. Строители, которые привыкли строить дома «под заказчика», не смогут уложиться в смету дома «на продажу».
Чем отличается строительство дома «для себя» от строительства дома «на продажу»?
По соседству с одним из наших объектов строился дом на продажу. Строился не абы кем, а известным застройщиком, специализирующимся на элитной недвижимости. По современным технологиям, с грамотным подходом, а не как большинство нынешних домов на продажу. Впоследствии этот дом был успешно продан за десятки миллионов рублей.
Тем не менее наш заказчик, наблюдавший за строительством этого дома, сказал:
«Я бы такое строительство никогда в жизни не принял!»
И дело не в конкретном заказчике, я уверен, что почти каждый заказчик сказал бы то же самое. Это яркая иллюстрация разности подходов к строительству дома для заказчика и дома на продажу.
В доме «на продажу» во главе стоит бизнес-план. Цель — продать дороже себестоимости. Упор на видимые части дома. Соответствующие требования к дому: решения не те, которые нравятся, а те, которые продаются, решения, которые будут быстро построены.
Нельзя однозначно сказать, что дома «для себя» — это хорошо, а дома «на продажу» — это плохо. Не бывает хорошего и плохого. Есть подходящее и неподходящее. Дом «для себя», построенный рациональным способом, при всех своих прелестях имеет высокую стоимость, намного выше привычных рыночных цифр и невысокую вероятность возврата инвестиций. Кому-то такое подходит, кому-то нет.
Если вы планируете строительство дома и хотите пойти рациональным путем, то подписывайтесь этот канал, мой Телеграм и Ютуб, там еще больше полезного.