Общероссийский телефонный опрос проводился 21–29 октября этого года на выборке в 1611 респондентов, заказчиком опроса был политолог, член Общественной палаты, председатель Экспертного совета по социальным исследованиям и мониторингу настроений Александр Асафов.
Задались два вопроса, допускающие множественные ответы.
Первый вопрос звучал так: «Какие итоги СВО, по вашему личному мнению, можно будет считать победой для России?»
Каждый пятый опрошенный отвечать не стал или затруднялся сформулировать своё мнение. Остальные ответы сгруппировались так:
- самым популярным из них (23%) оказалось определение победы как «присоединение части территорий, закрепление новых территорий»;
- «полная капитуляция Украины» (13%);
- «уничтожение Украины как страны, включение Украины в состав РФ» (9%)
- 5% опрошенных упоминали «выполнение всех целей СВО», «уничтожение фашизма»;
- «мирное соглашение на наших условиях (закрепление за Россией территорий, внеблоковый статус Украины)» 5%;
- 4% посчитают победой «свержение нынешней власти Украины» ;
- 3% полагают, что для этого нужно «отодвинуть границы НАТО».
Столько же респондентов хотят добиться «демобилизации, денационализации Украины».
Второй вопрос касался эмоций, которые преобладают в окружении опрошенных, и тут исследователи констатировали фактический паритет позитивных и негативных чувств.
К позитивным эксперты отнесли следующие ответы:
- «радость, счастье, воодушевление, оптимизм» (22%),
- «спокойствие, умиротворение» (13%)
- в целом «положительные, хорошие» эмоции (3%).
В сумме этот блок ответов набрал 38%.
Негативных эмоций оказалось чуть больше (39%):
- «страх, тревога, беспокойство» (16%),
- «грусть, печаль, горе, пессимизм» (14%),
- «злость, гнев, раздражение» (6%),
- «неуверенность, растерянность» и «усталость» (по 1%).
16% ответов социологи определили как нейтральные, а 20% респондентов затруднились или отказались от ответа на этот вопрос.
58% респондентов оценили ход СВО как успешный для российской армии, а противоположной точки зрения придерживался 21%.
При этом большинство опрошенных поддержали бы решение президента как о новом наступлении на Киев (64%), так и о переходе к мирным переговорам (72%). Если же респондентам предлагалось самим выбрать между продолжением СВО и началом переговоров, то их ответы делились почти поровну: первый вариант предпочитали 45%, второй – 44%.
Политолог В. Шемякин, анализируя ответы, подчёркивает, что первоначально заявленные цели СВО упоминаются все реже, поэтому каждый представляет победу по-своему, более того, можно сказать, что сейчас в обществе даже не знают, какой ответ на этот вопрос «правильный с точки зрения власти», говорит эксперт, то есть в принципе общество готово принять тот результат, который власть назовёт окончательным - вот то, что назовут, и будем считать победой.
«Из полученных результатов видна поддержка решений и заявлений руководителей государства», – весьма уверенно заявляет заказчик опроса, и добавляет, что, по его мнению, опрос опровергает экспертные гипотезы об усталости граждан от темы СВО.
«Из общего можно назвать только то, что мир нужен как можно скорее, но это должен быть справедливый мир. А справедливость в нашем понимании обязательно включает оставление за Россией уже присоединенных территорий», – поясняет социолог.