Самая противоречивая и бесконечно красивая картина Даррена Аронофски, которая готовилась увидеть свет целых 6 лет, которая в свое время провалилась в прокате, а гром и молнии критиков били в одно и то же место снова и снова, при этом отзывы зрителей находятся в разбросе от «мозговыносящая претенциозная нудятина» до «гениальный шедевр».
И ни одного среднестатистического отзыва.
Однажды, мне сказали: когда отзывы у фильма диаметрально противоположные, скорей всего это то, что точно стоит посмотреть.
И ни разу этот совет меня не подводил.
Многие критиковали фильм за то, что он прославляет торжество смерти. Кто-то говорит, что за всем этим символизмом и постоянной сменой историй теряешься во времени и пространстве, и вообще непонятно, что хотел сказать автор. Слишком запудрено и присыпано блестками.
При этом зайдя на днях в картинную галерею, мне сказали, что скоро у них начнется выставка, которая вызовет дискуссии о жизни и смерти, для меня это было любопытно, и я поделилась, что у меня сейчас как раз разбор фильма на эту тему. И услышав «Фонтан», девушка экскурсовод сказала, что это ее любимый фильм, который она пересматривает, и каждый раз ее берет за душу.
Сам Даррен Аронофски даже после провала фильма и непринятия его зрителями считал, что этот фильм находится вне времени, и он еще найдёт своего зрителя.
Конечно, большинство осталось недовольными, потому что люди всегда хотят ответов, хотят чтобы им все разжевали, но эта картина открывается для каждого по-своему.
И чтобы найти ответ на этот фильм нужно заглянуть внутрь себя, в свою собственную боль, прочувствовать его - а это зачастую крайне неприятно. Всегда легче включить Тора, где единственным вопросом будет «А лифт достоин, если в него положить молот?».
Когда на Public talk Даррена благодарили за фильм "Фонтан", участница поделилась, что она смотрела его с пятилетней дочкой, которая сказала, что это самый лучший фильм.
И очевидно, это не потому, что ребенок познал истины символизма и расшифровал все смыслы, а потому, что дети в этом возрасте глубоко чувствуют и распознают правду.
И чтобы понять этот фильм, нужно понимать, что Даррен Аронофски - тот режиссер, который любит снимать фильмы о зависимостях людей, летящих в пропасть саморазрушения.
И фильм «Фонтан» или «Источник» в другом переводе, как вам угодно, не исключение. Это безумная одержимость человека побороть смертельную болезнь и страх потери любимого.
Идея фильма родилась у Даррена, когда ему было 30 лет. Тот самый болезненный возраст экзистенциального кризиса, когда умирает огромное количество убеждений, а кажется, что вместе с ними умираешь и ты, поэтому тема жизни и смерти стала главным блюдом всей этой истории.
Знаю, что периодически кто-то из моей аудитории пишет в комментариях, что «режиссер так глубоко не думал, как вы написали в статье», я никогда так не считаю, моя задача своим взглядом на кинотворчество лишь бросить камень, чтобы от него пошли круги по воде ваших собственных точек зрения.
И в данном случае, думаю, что творец и философ Аронофски заложил куда больше, чем кто-то может вообразить, поэтому мнения так сильно расходятся.
И предлагаю перейти к смыслам.
Как будто ты смотришь три фильма одновременно
Так говорят многие критики «Фонтана» из-за параллели историй, но на самом деле все события происходят одновременно и перед нами оказывается триада Отец, Сын и Святой Дух или Тело-Душа-Дух, что в общем-то одно и то же и является неотъемлемой частью человека.
Во многих религиях присутствует эта самая триада, только выражена она в разных ипостасях и даже божествах. В индуизме это Шива, Вишну и Брахма. У майя в фильме нам дали миф о сотворении мира, где Первый Отец принес себя в жертву и его тело стало корнями, душа - ветвями, а голова поднялась вверх и стала Шибальбой (хотя этот миф, судя по всему, выдуман, но это обсудим позже), а также кинжал был картой и указывал на центр треугольника.
И все претензии к тому, что Аронофски намешал множество символизмов из разных религий, лишь говорит о том, что какую религию не исповедовали бы люди, но все мы едины в этой триаде.
А потому три линии фильма неразрывно связаны между собой, как и три части человеческой сущности.
При этом выражение этих частей более явно видно через Иззи, она трансформируется в каждой из линий, и Фонтан/Источник - это ее книга, она автор истории принятия смерти, и смена ее отношения к неизбежному открывает веру и в Томе.
История Тела
В линии истории из книги Иззи мы отчетливо видим страх плоти перед смертью.
Как рак поглощает клетки тела, так и инквизитор отбирает территории у королевы, и она говорит, что спасти Испанию, то есть плоть, может только Древо Жизни.
При этом мы слышим:
«Есть два дерева в саду Эдема: древо познания и древо жизни. Бог выгнал Адама и Еву из сада Эдемского и спрятал древо жизни».
Но по сути вкусив плод с древа Познания, Адам и Ева выбрали путь смертных, путь знаний, путь выбора, путь создания бессмертных историй, которые сохранятся в памяти.
И Том, нанося на свои руки узоры из колец говорит про них:
«Все эти годы, все эти воспоминания - всё это ты. Ты перенесла меня сюда сквозь время».
И в человеческой жизни важны лишь истории, которые мы сможем рассказать, прочувствовать заново. Поэтому из раза в раз мы видим сцену с Иззи, которая зовет Тома гулять, чтобы создать воспоминания, которые останутся у него после нее.
В то время, как древо жизни открывается не телу, а духу.
И Том конкистадор, найдя древо жизни, жадно срывает цветы с земли, на которую упала капля сока древа, показывая неутомимость материальных и телесных желаний.
И выпив сок древа жизни, Том видит свет вечной жизни, но чтобы ее обрести, он должен оставить тело, дав новую земную жизнь растениям.
Смерть тела как акт творения.
Мы видим, что в материальном мире он не может надеть кольцо, которое ему дала королева, ведь тело не вечно.
История Души
Линия нашей реальности показывает, что Иззи наоборот не ждет, что Том откроет лекарство, не посылает его в дальнее странствие на поиски древа жизни, которое спасет ее от инквизитора.
Она пишет книгу, что тоже является вечным продолжением жизни, она наслаждается временем, которое отведено ей, она хочет быть с Томом, придаваясь простым радостям жизни.
И сначала ей было страшно, но позже она чувствует связь с чем-то бОльшим, чувствует, что ее смерть принесет новую жизнь, ее вдохновляет и успокаивает эта мысль.
Мы видим, что ее тело начинает отказывать, она не чувствует ни жара, ни холода, но при этом жизненная сила - душа позволяет ей радоваться. Наша душа отвечает за разум, эмоции, волю.
Иззи не отдается боли тела. Она продолжает испытывать эмоции, шутит над Томом, любит его, она продолжает изучать информацию, смотрит на небо, узнает мифы майя о жизни и смерти, чтобы поддержать себя.
Она проявляет волю к жизни и готова подчиниться воли смерти.
Когда она оставляет свой страх, чувствует бессмертие души, возможность дать жизнь через смерть и слиться с высшей энергией - она готова довериться Духу.
Том же в этой реальности безудержно ищет лекарство, в то время как Иззи равнодушна к его работе в поисках надежды.
Он делает это не ради нее, он делает это из-за страха и боли потери, потому что она просто хотела, чтобы он был рядом.
Поэтому он теряет кольцо. Потому что кольцо как символ обещания, символ "и в горе и в радости", заботы о желаниях любимого. А она просит его быть рядом, и даже когда она попадает в больницу, он продолжает быть с подопытными обезьянами, а не с ней.
И в итоге, лекарство находится буквально через минуту после смерти Иззи.
Что говорит о том, что мы не можем управлять ходом жизни, событиями, но мы можем только идти по этому жизненному пути. Мы может отдавать наше время, внимание и заботу своим близким и любимым, чтобы когда пришло время расставаться мы не сожалели, что что-то не успели сказать или сделать.
После смерти Иззи он создает чернильное кольцо на пальце, потому что теперь на его плечах лежит обещание закончить книгу. А для этого нужно поверить в вечное.
История Духа
В линии в пузыре в космосе Иззи выступает в виде умирающего дерева, духа стремящегося воссоединиться с энергией в Шибальбе. И к Тому она приходит в виде воспоминаний.
В начале этой линии мы видим, что Том отрезает кусочек дерева и съедает его, как привязка к материальному, желание сохранить плоть.
Но чтобы найти ответ к тому, как закончить книгу, как спасти Испанию от рабства, ему нужно думать не о бессмертии плоти. Иззи приходит к нему в своем образе и в образе королевы, после чего Том понимает, что они будут жить вечно, но только после смерти.
И когда ломается сценарий, где он отказывает ей в прогулке, он освобождается от телесной привязанности, он высвобождается из пузыря, а его дух сливается с божественной энергией, что дает новую жизнь дереву. И сажает на могиле Иззи
И только осознав вечность жизни в духе, Том надевает кольцо обещания королеве найти древо жизни.
Весь фильм пронизан символом круга в виде пузыря, кольца, круга на полу, по которому ходил Том - с одной стороны как символ замкнутого пространства, в котором заперт герой, а с другой - как символ вечного круга жизни:
«Когда мы умираем, наши тела становятся травой, но антилопы едят траву. Все мы связаны в великом круге жизни».
Таким образом слияние с общей энергией происходит, чтобы рассеяться.
И поскольку Вселенная стремится к наиболее эффективному распространению энергии - взрыв, смерть или хаос - это лучший способ создания новой системы, порядка или жизни.
Миф о Шибальбе
Об этом мы говорили в самом начале, что этот миф выдуман.
У майя Шибальба - это подобие ада, это место страха.
И Аронофски красиво заменяет этот миф на умирающую звезду, которая дает новые жизни.
Таким образом, отменяя мысль о том, что смерть - это что-то страшное. Наоборот, он дает надежду и веру в то, что в конечном счете это лишь часть великого и прекрасного процесса жизни.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему блогу развиваться!
А также есть возможность поддержать меня донатом, все подробности по ссылке здесь.