Бывали командировки дальние, соседние, и прочие острова многочисленной гряды курильского «ожерелья».
Бывали и ближние, но не менее интересные)
Ветровое – наша ОРЛР, что расположена на Итурупе, к его северной части острова. Добираться туда можно колесным транспортом полкового автопарка. Раньше – ЗИЛ 157 (утюг), но очень надежный по проходимости. В полку были, как правило оборудованы дополнительно лебедкой.
Позже пошли Газ 66, 131 зилки, ну и надежные по проходимости ГТС, ГТТ.
Забрав со склада груз, предназначенный на эту островную точку, выдвигаемся из полка в сторону Курильска.
Уже отработан вариант – выезд на день, готовишься на три дня) И так по возрастающей. Две – три банки тушенки, хлеб(галеты), термос с чаем, кофе, фляжка со спиртом (если не все выпито)). Я с собой прихватывал и ружьишко, прятав его в подобранном на тех. Складе брезентовом чехле - сумке от какой то технической приспособы.
Ружье до меня сменило не одного владельца, и было порядком потрепано, хотя технически исправно, и ни разу меня еще не подводившем.
Тут такое отступление -
Вряд ли, по отъезду с Курил, кто то повезет с собой НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННУЮ «пушку»! Зачем искать на попу «тройной переключатель) А потому, такого типа стволы передавались, перепродавались на месте, регулируемые крепкими рукопожатиями, застольным обмывом, нахваливаниями и пожеланиями.
Так и я стал владельцем «ижевки», или по правильному - без курковки, ИЖ - 54, перекупив ее у старшины роты за пять (!) бутылок водки)
Сильно «болел» старшина, перекушав накануне с друзьями, а водка в нужный, необходимый момент для него, вдруг стала недосягаемым дефицитом.
Вот и вспомнил он про меня, как «палочку - выручалочку.
- Саня! - в трубке слышно было как он сипит посаженным горлом -
- Привет!
- Желаю здравия, Сергей Иваныч! - отозвался я.
- Ты помнишь, про ту штуку, что у меня рассматривал недавно?
Говорили намеками, так уж ведется при общем полковом коммутаторе, где восседающая барышня - телефонистка, проворковав - БАЛЕРИНА - (это полковой позывной коммутатора) соединяла вас с заказанным абонентом.
Я врубился в тему с очередного намека старого прапора.
- Да, да помню! - нетерпеливо подтвердил, вспомнив о чем завел речь старшина. Как тут забудешь, коль я его уже давно склонял к мысли расстаться с неоформленным оружием, перед его отъездом на материк.
- Ну, ищи скоренько «горючки», и дуй к нам. Тут, пока я при памяти, мы с тобой вопрос и прикончим! - он тяжело вздохнул в трубку.
Я понял, что настал момент, когда можно из прижимистого прапора «гнуть» задуманные мной формы...
Не часто, но удавалось выбраться на охоту. Из зверья в основном хороводилась лиса - огневка, соболь. Ну и куда денешься без основного хозяина - медведЯ? Этот зверюга жил с нами очень близко, очень рядом, зачастую пересекаясь в недалеких бамбуковых тропах, и проселочных дорогах. Их на острове обитает очень большая численность!
Медведь отличный от материкового. Во первых гораздо крупнее. Однако, при этом гораздо добрее, или не столь злобный. Основная причина этому - вдоволь еды. Корни и побеги бамбука, рыба по нересту, и так на перекатах, отлив морской с огромным количеством выносного мусора, и разных объедков.
Не трогаем мы его, не трогает он нас. Примерно такой паритет, за редким исключением медведем нарушаемый. Это причина нарушений, конечно же сам человек! Или подранили, не убили, или влетел в петлю, но вырвался, или потревожили по спячке.
Бывало и так - мы по речушкам НЕЗАКОННО добываем икру по нересту.
А косолапый следом за нами подбирает потрошенную рыбу...
Ругайте) был грех, браконьерничали, и чуть ли не все в полку ПОГОЛОВНО!
Даже отважные жены офицерские, и те подряжались в эти полные опасности, риска, тяжелого туда, и обратного пути пешком по темноте, похода. Это почти 9 км в одну сторону!
Но! Как говорят - Азарт хуже поноса!
А сколько различных историй происходило в этих опасных вылазках!
Солдатский рюкзак (вещевой мешок с лямками), набитый и завязанный за горлышко, тянул по весу 12 - 14 - 16 кг, приблизительно.
Если с таким кого либо отлавливает рыбинспектора, то штраф тянул чуть не по тысяче руб за кг! Вообщем, порядка полутора - двух десятков тысяч рублей мог окончится такой поход!
/Маленькая сноска. Это в то время, когда жигуль стоил 6 - 7 т.руб. "Волга" под 11 тыс. руб. Небольшая кооперативная квартира 7- 8 тыс.руб/
Но, ходили! Ходили постоянно по сезону нереста, даже в глубокую зиму. И тогда находились экземпляры не отметавшейся, или очень поздно подошедшей стаи самок кетовых.
Если мы брали для себя покушать, то и не особо браконьерничали. Но многие пересылали икру на материк, тем самым заручаясь поддержкой крупных военных в штабах, с переводом с Курил в заветные районы, и на хорошие должности. То есть - ОБЕСПЕЧИВАЛИ себе крутые замены! И, как «конвертируемая валюта» икра, шла в таких переговорных процессах на «УРА!»
Я сам, выезжая в командировки на материк, типа Владивосток, Хабаровск, НИКОГДА не выезжал с пустым баулом) Знал, что маленькой баночки икры, в качестве презента, порою хватает, что бы пузатый чиновник топтался возле ресепшена, а я гордо следовал в отведенный мне номер.)
Такая сила «дефицита» в те ушедшие в предания союзные времена)
Помню рассказ знакомого рыб. Инспектора из Курильска, который «завязал» с отловом браконьеров, и перешел в обычную бригаду местных рыбаков.
- Слышу, потрескивают, шумят бамбучины. Идут, значится!
Я потихоньку залег в кустах на обочине, и жду. Тут недалеко на берегу они и расположились. Присвечивают пониже фонариками, и дербанят самок, скачивая в целлофановые мешки икру.
Кто то отходит недалеко, но вроде все крутятся неподалеку от меня.
- Увидели, подглядели, или как то услышали - до сих пор понять не могу! Но, факт! Только я потихонечку вытащил ТТ из кобуры, положил его на планшет рядом с собой, подтянул фонарь, и приготовился включив его встать, как...
Помню лишь искры из глаз, и наступила темнота, и тишина.
Очнулся когда уже посветлело. Голова как чугун, даже с гулом. Приподнялся с трудом, сел. И тут же увидел аккуратно сложенный рядом с планшетом пистолет, фонарь, обоймы от патронов. Но самих патронов не было, ни в пистолете, ни в запасных обоймах!
Добравшись домой, я понял, что больше меня в подобные операции НЕ ЗАМАНИТЬ никакими окладами и премиальными! Своя жизнь - она одна, и жизнь эта ни в какое сравнение с рыбьей НЕ КАТИТ! Вот так я стал рядовым рыбаком в колхозной рыб. артели)
НУ и мы с вами на время и расстанемся! Ждите продолжения!