Летом 2023 года состоялся первый рейс транзитного грузового поезда с 36 контейнерами из России по иранскому транспортному коридору в Саудовскую Аравию через железнодорожную границу иранского города Инче-Бурун вблизи Туркменистана.
Поезд покинул российскую грузовую станцию "Челябинск" 21 июня и проследовал транзитом через Казахстан, Туркменистан и Иран. Он направлялся в портовый город Бендер-Аббас, который занимает стратегическую позицию в Ормузском проливе, а оттуда – в Джидду, крупнейший портовый город Саудовской Аравии.
Это первый случай, когда Россия отправила поезд так далеко на юг, используя международный транспортный коридор "Север-Юг", и знаменует собой появление новых региональных цепочек поставок, напрямую соединяющих Россию с Ближним Востоком.
Этот маршрут сокращает сроки доставки на несколько дней и дешевле альтернативного морского маршрута, например, через Суэцкий канал. Это также позволяет экспортировать российские товары в Саудовскую Аравию за счёт снижения таможенных тарифов, которые практически вдвое ниже обычных сумм.
Специалисты НЛК отмечают, что транспортный коридор "Север-Юг" рекламировался в качестве альтернативы Суэцкого канала, представляя собой многорежимную транзитную систему протяжённостью 7200 километров, которая соединит морские, железнодорожные и автомобильные маршруты для перемещения грузов между Россией, Ираном, Азербайджаном, Индией и Центральной Азией. По данным Министерства транспорта РФ, общий грузопоток по коридору "Север-Юг" в 2022 году составил 14,5 миллионов тонн, а в 2023 году по прогнозам он может составить 17,6 миллионов тонн. Ожидается, что объём товаров, отправляемых через международный транспортный коридор почти утроится в течение следующих семи лет.