Найти в Дзене
Тайны Времени

Советские экранопланы: технологическое чудо или утопия?

Оглавление
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Экранопланы, или "крылатые корабли", были одним из самых удивительных и инновационных достижений советской авиационной индустрии.

Экраноплан - это особый вид воздушного судна, способного перемещаться над водной поверхностью на сверхвысоких скоростях, используя так называемый "эффект земли" и аэродинамический подъем. Несмотря на то, что экранопланы не получили широкого распространения в мире, они представляют собой уникальную разработку советских ученых, которые уже в прошлом веке осознали их потенциал.

История экранопланов началась в Советском Союзе в середине XX века, когда советские ученые и инженеры Центрального Конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ СПК) разработали уникальные технологии, которые позволили создать первые экранопланы.

Одной из самых первых разработок в данной области стал речной катер на подводных крыльях "Метеор", спущенный на воду в октябре 1959 года. Данное судно задумывалось как высокоскоростное средство, предназначенное главным образом для пассажирских перевозок по воде. Главным конструктором "Метеора" стал Ростислав Евгеньевич Алексеев, в честь которого позднее и было названо ЦКБ. Уникальные характеристики позволяли данному судну развивать высокую скорость и маневренность. Однако в силу сопротивления водной массы, действующей на подводные крылья "Метеора", его скорость была ограничена 120 км/ч, что было воспринято советскими учеными как вызов и привело к созданию нескольких модификаций данного судна, а также заложило основу разработки нового поколения экранопланов.

Речной катер на подводных крыльях "Метеор"
Речной катер на подводных крыльях "Метеор"

Характеристика "Метеора":

  • Длина корпуса - 34,6 м;
  • Ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) - 9,5 м;
  • Осадка на плаву - 2,4 м, при ходе на крыльях - около 1,2 м;
  • Эксплуатационная скорость - 65 км/ч (рекордная - 108 км/ч);
  • Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) - 600 км;
  • Вместительность - до 120 пассажиров.

Несмотря на весьма впечатляющие достижения, положенные в разработку и создание "Метеора", данное судно нельзя в полной мере назвать экранопланом. Историю нового семейства воздушно-водного транспорта принято отсчитывать с июля 1961 года, когда все тот же Ростислав Алексеев впервые успешно испытал экраноплан СМ-1 (самоходная модель первая), перемещающийся исключительно за счет "экранного эффекта".

Экраноплан СМ-1 в полете
Экраноплан СМ-1 в полете

Характеристика "СМ-1":

  • Длина - около 20 м;
  • Размах крыльев - около 4,8 м;
  • Взлетный вес - 2830 кг;
  • Скорость на экранном режиме полета – до 220 км/ч.

После случившейся во время испытаний аварии, эксплуатация СМ-1 прекратилась, однако дальнейшие модификации данного судна привели к созданию целого ряда экранопланов, из которых одним из самых успешных и последних в модельном ряду стал экраноплан СМ-8, построенный в 1967 году.

СМ-8 проявил себя первоклассным образом, став по сути первым самолетом-амфибией того времени. Его способности к передвижению на необработанном побережье, преодолению песчаных кос, заболоченной местности и ледяных перевалов били все рекорды.

Экраноплан СМ-8
Экраноплан СМ-8

Характеристика "СМ-8":

  • Длина - 18,5 м;
  • Размах крыльев - 19,4 м;
  • Полетный вес: 8100 кг;
  • Крейсерская скорость - 220 км/ч (максимальная 270 км/ч).

Именно СМ-8 был положен в основу создания следующего поколения экранопланов, например, таких как ВВА-14М или Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» A-90.

Вертикально-взлетающая Амфибия ВВА-14М
Вертикально-взлетающая Амфибия ВВА-14М
Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» A-90
Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» A-90

Однако наибольший общественный резонанс вызвали вовсе не эти советские разработки. В марте 1966 года в СССР на воду был спущен первый в своем классе экраноплан КМ-1, повергший весь западный мир в настоящий шок. Это уникальное по своей конструкции судно стало самым большим и тяжелым летательным аппаратом за всю историю человечества. Даже на сегодняшний день по грузоподъемности с КМ-1 может соперничать только АН-225 "Мрия". Экраноплан КМ-1 более известен в народе, как "Каспийский монстр" - данное прозвище детищу КБ Алексеева дали западные спецслужбы, поразившиеся размерам и способностям советской машины. Однако на самом деле данный экраноплан задумывался исключительно как транспортное средство, а его аббревиатура и вовсе расшифровывалась, как "Корабль-Макет первый".

Экраноплан КМ-1 "Каспийский монстр"
Экраноплан КМ-1 "Каспийский монстр"

Характеристика "КМ-1":

  • Длина - 93 м;
  • Размах крыльев - 37,8 м;
  • Максимальная взлётная масса - 544 т;
  • Крейсерская скорость - 430 км/ч (максимальная 500 км/ч);
  • Практическая дальность - 1500 км;
  • Высота полета на экране - от 4 до 14 м.

Дальнейшие разработки в области конструирования этих уникальных судов так или иначе должны были породить образец судна, предназначенного для ведения боевых действий. Таким судном стал Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь», получивший в определенных кругах прозвище «Убийца авианосцев».

"Убийца авианосцев" также является детищем КБ Алексеева в основу разработки которого были положены конструкция и аэродинамическая компоновка экраноплана КМ-1. Экраноплан «Лунь» предназначался для эффективного поражения надводных кораблей, в условиях ограниченного противодействия со стороны воздушных сил потенциального противника. Основной мишенью экраноплана являлись авианосцы, за что ему и было присвоено прозвище "Убийца авианосцев". Благодаря своей маневренности, высокой скорости передвижения и способности оставаться невидимым для радаров, «Лунь» был способен практически беспрепятственно подплывать к кораблям противника на достаточно близкое расстояние для более точного выпуска ракеты и поражения цели.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» "Убийца авианосцев"
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» "Убийца авианосцев"

Характеристика "Луня":

  • Длина - 73,8 м;
  • Размах крыльев - 44 м;
  • Максимальная взлётная масса - 380 т;
  • Максимальная скорость -500 км/ч;
  • Практическая дальность - 2000 км;
  • Высота полета на экране - от 1 до 5 м;
  • Вооружение - 6 контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Заложенный в 1983 году на опытном заводе "Волга", в опытную эксплуатацию "Лунь" был сдан в 1990 году, а в 1991-м экраноплан уже входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. С развалом Советского Союза все разработки в области экранопланирования были свернуты и законсервированы, а единственный построенный военный корабль проекта 903 «Лунь» был списан и брошен ржаветь на одном из доков Каспийского моря.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Судьба экранопланов

Несмотря на все технические достижения, экранопланы так и не получили широкого распространения. Ряд проблем, включая высокую стоимость производства, сложности при посадке и высокий потребляемый топливный ресурс, снизили интерес к этому виду транспорта. Да и ситуация в стране после распада СССР, когда финансирование научных программ было сокращено, привела к тому, что дальнейшее развитие экранопланов было приостановлено.

Однако, в настоящее время, интерес к экранопланам возрождается. Ряд международных компаний проводит исследования в области использования экранопланов в качестве грузовых и пассажирских транспортных средств. Благодаря современным технологиям и материалам, экранопланы стали более эффективными и менее затратными. Они могут преодолевать большие расстояния и экономить время при транспортировке грузов и пассажиров.

Кроме того, некоторые страны, такие как Китай, Южная Корея и Иран, продолжают разрабатывать собственные проекты экранопланов и проводить эксперименты с возможностью использования этой уникальной технологии в военных целях.

Российский экраноплан Орион-20
Российский экраноплан Орион-20

Заключение

Таким образом, экранопланы, созданные советскими учеными и инженерами, представляют собой уникальную разработку, которая имеет значительный потенциал развития и широкого применения в современном мире. Так, например, их использование может представлять значительные преимущества в области грузоперевозок, военной авиации, а также доставки гуманитарной помощи и спасательных операций. В этой связи развитие и совершенствование экранопланов продолжает привлекать внимание ученых, инженеров и специалистов в области авиации и транспорта. Несмотря на все вызовы и трудности, связанные с их применением, экранопланы остаются объектом интереса и исследований для специалистов в области авиации и транспорта, и могут стать важным элементом транспортной инфраструктуры будущего.

Экраноплан будущего
Экраноплан будущего