Найти в Дзене

Почему человек регулярно опаздывает. Психологические причины и стратегии преодоления.

Все мы периодически опаздываем. Это нормально. Другая история, если человек постоянно опаздывает. Что за этим кроется. Каковы психологические причины опозданий? Как можно преодолеть привычку опаздывать?

Давайте вначале разберемся, что такое опоздание.

Опоздание – это нарушение границ, договоренностей, установленных рамок. В данном случае, речь идет о временных рамках. И тогда можно говорить, что человек, нарушающий рамки, имеет слабые границы.

Тот, кто не чувствует собственных границ, не способен учитывать и чужие границы.Такие люди склонны нарушать любые договоренности.

Часто опоздание считывается как неуважение к ожидающему. Такое обесценивание – «ты для меня не настолько важный, чтобы считаться с твоим временем, с усилиями, которые ты приложил, чтобы прийти на нашу встречу вовремя». И такое отношение имеет место быть.

Но опоздание не всегда про обесценивание. Это, например, может быть про подавленную агрессию. Когда в отношениях накопилось много напряжения, а открыто поговорить об этом не удается. Тогда через опоздание выражается свое недовольство или не согласие с другим.

Опоздание может быть способом пассивного протеста. В случае, когда человек вынужден идти туда, куда ему не хочется, встречаться с тем, кому он не рад. При помощи опоздания неосознанно человек дает себе отсрочку от неприятных для него событий.

Есть люди, которые протестуют против любых рамок и временных в том числе. Это, как правило, те, кого воспитывали в строгости, рядом были требовательные родители. Во взрослой жизни такой человек будет противиться против любой попытки ограничить его свободу. Временные рамки он будет воспринимать как давление на себя, и с помощью опозданий демонстрировать свой протест.

Бывает, наоборот, для человека сверхзначимо какое-то событие или сверхценны люди, с которыми он намеревается встречаться. В связи с чем, человек может излишне тревожиться, переживать. Опоздание помогает ему сократить время прибывания в стрессовой ситуации и сделать встречу переносимой в отведенный им лимит времени.

Опоздание позволяет обратить на себя внимание. Пусть даже человек встретиться с негативной реакцией окружающих, но его заметят. За этим стоит потребность быть увиденным – я есть, я существую.

Маленький ребенок не осознает, кто он такой. Очень важно, чтобы родители как зеркало отражали ребенка, замечали его и видели. Если эта потребность не была в детстве достаточно напитана, то во взрослом возрасте человек будет постоянно стремиться к компенсации. Он будет обращать на себя внимание любыми способами, например, опаздывая на встречу.

Желание почувствовать себя особенным тоже может скрываться за опозданием. Человек дает послание другим – я особенный, мне нужны особенные условия, не такие как у всех. Таким образом, человек пытается добиться исключительного отношения к себе от окружающих.

Думаю, что наверняка есть и другие причины опозданий.

Важно понимать, что за опозданием не всегда скрывается недоброжелательное отношение к вам. Это может быть такая особенность человека, которая выполняет для него важную функцию и закрывает какую-то неосознанную потребность.

Как себе помочь?

Если вы тот, кто постоянно опаздывает, то справиться с проблемой помогут следующие способы:

  1. Укрепление собственных границ.

Слабые границы связаны с подваленной агрессией. Часто человек не признает свою злость, потому что злиться равно быть плохим. На самом деле это не так. Чувство злости присуще всем нам, и оно указывает на то, что в отношениях что-то происходит не так. Нормально злиться, когда нарушают наши границы, навязывают нам то, чего мы не хотим.

Чем более распакована подавленная злость, тем более ярче человек осознает собственные границ. Здесь важно понимать, что я хочу получить от другого человека или какие его действия/слова я хочу прекратить. Когда вы прямо говорите что вам не нравится, то ваши границы для окружающих становятся ясными и понятными. Важно присвоить себе право говорить «нет» и с чем-то не соглашаться, высказывать свое недовольство.

  • Укрепление своей самооценки.

При признании своей ценности отпадает необходимость доказывать свою особенность и уникальность через опоздания. Важно помнить, вы уже имеете право на любовь и уважение со стороны других просто по праву рождения. Вам не нужно добиваться и доказывать это другим.

  • Снятие проекции

Часто мы проецируем своего внутреннего негативного родителя на разных людей. Приписываем окружающим те чувства, которые на самом деле, сами испытываем. Самым простым примером проекции является то, что замерзшая на прогулке мама надевает на ребенка дополнительный свитер, не учитывая то, что ребенок активен. Маме холодно, поэтому она одевает ребенка. Мама судит по себе. Иногда мы проецируем то, что касается нас (я сам злой), а иногда я проецирую не то, что во мне, а то, что у меня было в опыте.

Так, например, ваш родитель часто был вами недоволен. И тогда, когда видите начальника то думаем, что он вами недоволен. На самом деле, ваш внутренний строгий родитель недоволен вами. У вас внутри происходит конфликт между карающей частью и страдающей частью.

Вы проецируете что-то на другого человека, если замечаете, что излишне эмоционально реагируете на его слова или действия.

Здесь важно себя возвращать в реальность, что перед вами не ваш строгий родитель, а совсем другой человек. И то что он делает или говорит не направлено против вас. В таких ситуация задумайтесь, насколько вы уверены, что начальник злой? По каким признакам вы это определяете?

Если реальных доказательств нет, то скорее всего, это просто ваша фантазия, что начальник злой.

  • Снизить сверхценность события

Редко когда мы имеем дело с судьбоносными событиями в нашей жизни. Обычно мы переживаем про обыденные дела. Задайтесь себе вопросом – что самого страшного случиться, если вы опоздаете? Наверняка это будет что-то что в ваших силах пережить. Если вы понимаете, что опаздываете, то можете компенсировать человеку время ожидания вас, предупредив его об этом и извинившись. Этого бывает вполне достаточно, чтобы человек, ожидающий вас не злился, а с пониманием отнеся к вашей ситуации.