Впечатления от фильма режиссёра, которого, пожалуй, единственного могу назвать в числе своих любимых и чьи практически все фильмы оставили след во мне (* рецензия и впечатления написаны после просмотра фильма в 2014-м году).
Когда я узнал детали нового фильма Джима Джармуша «Выживут только любовники», я был немного смущён — в частности, наличием в фильме вампиров, что могло сразу вызвать вопросы о качестве картины и ориентированности на широкую публику. Но всё же это человек, создавший «Пса-призрака», «Сломанные цветы» и «Мертвеца», поэтому я просто должен был увидеть этот фильм своими глазами.
И с первых же минут стало ясно — все сомнения напрасны. Как всегда, невероятно красивая, сильная музыка, практически идеальная картинка (в условиях ограниченных ресурсов и компромиссов в соотношении с изначальной задумкой — очень странно, что такому режиссёру как Джармуш понадобилось целых 7 лет, чтобы собрать необходимые средства на съёмки — хотя андеграунд, вне зависимости от того, насколько он «культовый», всегда остаётся андеграундом). Конечно же, игра актёров, когда даже и не думаешь, что это игра — при том, что Тильда Суинтон и Том Хиддлстон просто потрясающи (насколько я понимаю, в мире большого, коммерческого кино они считаются очень успешными), всё же в лентах Джармуша, независимо от «величины» актёров, фильм и его атмосферу создавал он сам.
Но самое главное — это глубина, — и, пожалуй, это самый глубокий фильм Джима на данный момент. В этом фильме есть всё — сила музыки и искусства, бренность человеческого существования и роль человечества на Земле, тот самый ускользающий поиск смысла, бесконечный космос и то, что за его пределами — и, конечно же, Любовь… Внутри этого фильма целая Вселенная, но почувствовать её можно лишь настроившись и поймав волну.
Если вы любите экшны и максимум действия при минимуме смысла — не смотрите этот фильм. Если вы любите кино про вампиров и не любите метафор — не смотрите этот фильм. Если вы любите изощрённые повороты сюжета, за которыми ничего нет — не смотрите этот фильм. Если для вас слово «артхаус» важнее того, что внутри — не смотрите его. Но если вы готовы остаться наедине с собой и бесконечным космосом, который откроется с экрана — и внутри — этот фильм для вас.
Не буду говорить лишних слов, а просто поделюсь цитатой из сонета Шекспира, прозвучавшей в фильме:
«Любовь в теченье лет не меркнет, не тускнеет
И часто до доски ведёт нас гробовой.
Когда ж мои уста неправдой погрешили,
То значит — я не пел, а люди — не любили.»