Найти в Дзене

Как в Сибири нашли «большую нефть»: история открытий, которые построили современную Россию

Эра нефтяной экспансии за Урал, которую порой называют «новым завоеванием Сибири», стала знаковым событием, внесшим значительный вклад в экономическую мощь страны. Уже в начале 30-х существовали предположения о наличии нефтяных запасов в Западной Сибири. Тем не менее, по-настоящему эта нефть получила значение лишь в середине и второй половине 60-х, после того, как были введены в эксплуатацию крупные нефтяные месторождения. Поиски нефтяных залежей на территории Сибири начались вскоре после окончания Второй мировой войны и приобрели особую важность в конце 1950-х годов, когда производственные показатели уже разведанных нефтяных полей в Башкирии и на территории других регионов Поволжья начали заметно сокращаться. Геологоразведка в этих местах берет начало с 30-х годов, когда Иван Губкин, ведущий советский учёный в области нефтяной геологии, выдвинул гипотезу о наличии нефтяных месторождений на восточном склоне Уральских гор. 21 апреля 1948 года было принято решение Министерства геологи
Оглавление

Эра нефтяной экспансии за Урал, которую порой называют «новым завоеванием Сибири», стала знаковым событием, внесшим значительный вклад в экономическую мощь страны. Уже в начале 30-х существовали предположения о наличии нефтяных запасов в Западной Сибири.

Тем не менее, по-настоящему эта нефть получила значение лишь в середине и второй половине 60-х, после того, как были введены в эксплуатацию крупные нефтяные месторождения.

Этапы большого пути

Поиски нефтяных залежей на территории Сибири начались вскоре после окончания Второй мировой войны и приобрели особую важность в конце 1950-х годов, когда производственные показатели уже разведанных нефтяных полей в Башкирии и на территории других регионов Поволжья начали заметно сокращаться. Геологоразведка в этих местах берет начало с 30-х годов, когда Иван Губкин, ведущий советский учёный в области нефтяной геологии, выдвинул гипотезу о наличии нефтяных месторождений на восточном склоне Уральских гор.

21 апреля 1948 года было принято решение Министерства геологии СССР о расширении геологических и разведочных работ в Западной Сибири; оформленное приказом №108, оно стало отправной точкой для бурения опорных скважин и активизации деятельности Центральной Западно-Сибирской нефтеразведочной экспедиции.

Новый приказ №375 от 17 июня того же года закрепил статус Западно-Сибирской экспедиции, сделав экспедицию круглогодичной. Именно тогда, во второй половине XX века, геологоразведочные отряды начали масштабные работы в окрестностях Тюмени, заложив фундамент для будущего нефтяного бума.

В 1948 году в самом центре нынешней Тюмени (сегодня улица Мельникайте) советские специалисты-геологи приступили к бурению скважины. На глубине в 2 км вместо ожидаемых углеводородов была обнаружена… минеральная вода. Несмотря на это, дальнейшие поисковые работы в области по добыче нефти и природного газа в Западной Сибири продолжились.

В ноябре 1950 года, на собрании специалистов в области геологии, геофизики и нефтедобычи от Мингеологии и Академии наук СССР, которое проходило в Новосибирске, определили приоритетные направления геологоразведочных изысканий.

Поиски углеводородов было решено с южных районов, включая Омск и Томск, и в дальнейшем распространить на север. Знаковым событием, ознаменовавшим открытие первой богатой нефтью и газом области в Западной Сибири, стал мощный выброс газа из исследовательской скважины Р-1, расположенной недалеко от села Берёзово.

Ходят легенды, что извержение газа произошло как бы ненароком, волей случая, когда буровая команда уже завершала работы и готовилась покинуть месторождение. Но зачастую то, что кажется случайностью, на деле становится результатом упорства, непрерывных усилий и кропотливого труда на грани героизма.

Герои, нашедшие первые залежи нефти, навечно занесены в анналы истории. В суровых условиях, начиная бурение почти вручную без техники и транспорта, они сумели отыскать первые нефтеносные горизонты. Семен Урусов, руководитель одной из команд бурильщиков, стал первооткрывателем нефти севернее Тюмени у реки Конды.

Малозначительное по своему объему первое месторождение в районе села Шаим дало скважина : её дебет составлял лишь полторы тонны нефти ежедневно. Однако следующее бурение показало значительно большие результаты — до 12 тонн в сутки.

21 июня 1960 года произошло радостное событие — мощный струйный выброс нефти произошёл из скважины №6Р: этот источник исторгал в небо почти 400 тонн черного золота в день. Впоследствии Семён Урусов за этот эпохальный прорыв был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а его команда бурильщиков была признана лучшей среди всех Министерстве геологии СССР. Так было положено начало освоению первого нефтеносного района на западе Сибири.

Переход к промышленному освоению нефти в регионе произошёл благодаря Мегионскому месторождению, где нефтяной фонтан впервые взметнулся 21 марта 1961 года. Заслугу в открытии одного из самых значимых и первопроходческих месторождений в Сибири принадлежит Фарману Салманову, который впоследствии стал доктором геолого-минералогических наук, членом-корреспондентом РАН и Героем Соцтруда.

Вокруг этого открытия сложилась история, достойная детектива: первое время работы осуществлялись без официального одобрения и фактически втайне. В период с 1955 по 1957 год Салманов руководил Плотниковской и Грязненской нефтегазоразведочными экспедициями в Кемеровской и Новосибирской областях, исследуя перспективы нахождения нефти в Кузбассе, в чем изначально испытывал серьёзные сомнения.

Сургутская экспедиция

Прекратив изыскания в Кузбассе, Салманов в августе 1957 года переместил свою геологическую бригаду в район Сургута. Официальное разрешение на перевод команды ему удалось добыть лишь спустя полгода.

Когда первая скважина возле поселка Мегион выплеснула нефтяной фонтан, Салманов отрапортовал в столицу кратко: «Из скважины №1 в Мегионе на глубине 2180 метров фонтанирует нефть. Ясно? С уважением, Фарман Салманов». И когда вторая скважина около Усть-Балыка также дала фонтан, он послал радиограмму руководству: «Скважина лупит вовсю». Так началась эпоха крупной нефтедобычи в Сибири.

Впоследствии были открыты новые месторождения, в числе которых более десяти имеющих промышленное значение, в том числе и Самотлор — одно из крупнейших в мире. Таким образом, убыль добычи нефти в Волго-Уральском бассейне компенсировалась разработками на территории Западной Сибири к середине 1970-х годов.

Советские планы предусматривали увеличение добычи нефти в Западной Сибири до 100-120 миллионов тонн к 1975 году всего за пять лет — задача, казавшаяся невыполнимой, учитывая, что в Татарстане на подобный результат ушло 23 года. Но сибиряки достигли цели, презрев непростые условия эксплуатации, проблемы с транспортировкой и экстремальные климатические вызовы.

«Озеро» из тюменской нефти

Эпоха покорения Сибири вышла за рамки простой эксплуатации природных богатств — те годы стали воплощением преображения природы, высшего творчества, самоотверженности и человеческого героизма.

На Западе с недоверием относились к способности СССР реализовать амбициозные планы по добыче нефти к середине 70-х. Издание Financial Times выражало скепсис: «Посмотрим, насколько реальны их фантазии...». И все-таки фантазии стали реальностью, упорство, воля и интеллект советского человека изменили мир! Россия до сих пор, до самого настоящего времени, во многом опирается на экономический фундамент, заложенный тогда.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

4 радиационные аварии, о которых в СССР помалкивали — десятилетиями

6 невероятных и глуповатых идей, которые принесли своим создателям кучу денег

10 обычных вещей для Израиля, которые удивляют других. Часть 2

Идеалы мужской красоты на Руси: сегодня они кажутся довольно сомнительными…

Самые дорогие компании мира в 2023 году: топ-10 финансовых