-Я ведь сказал: сидеть тише воды, ниже травы. Вас и так по всей стране ищут, а вы шум разводите! Сейчас на крики все соседи сбегутся… Ну и натворили вы делов, Егор. Кажись, он всё… Не дышит!
Егор испуганно подскочил к лежащему на полу Ване, а потом поднял глаза:
-Василич, я не хотел! Он сам на меня набросился. Ты же видел! Что мне оставалось?.. Да и ладно! Плевать. Одному затеряться всегда проще, чем вдвоем. Полиция меня и Ваню искать будет. Но ведь остался только я, - Егор подмигнул и встал на ноги, - куда его девать-то? Я видел тут лесочек рядом. Может, там прикопать?
-Это не лесочек, - Василич грузно сел на стул и поставил перед собой два стакана, - это деревня.
-Заброшенная? Заросшая? Нормально. Сейчас стемнеет и пойдем. Лады? – Егор схватился за початую бутылку.
-Это Катькина деревня.
Туда лучше носа не совать. А то потом худо будет… Да наливай уже… Не принимает та земля человека. На поверхность выкидывает. Там не скрыть ничего. Если бы Ваня бабoй был, то еще ладно. А так ведь мужик. Неа, туда нельзя!
-Не понял… Что за Катькина деревня? Расскажи!
МНОГО-МНОГО ЛЕТ НАЗАД
-Катька, ждать меня будешь? – Захар складывал тюки в телегу, - побожись, что будешь!
-Буду, конечно. Да и что ты на пустом месте развел! Ты на ярмарку едешь, а не на бой, - Катька закинула за спину косу с вплетенной в нее яркой лентой, - значит, вернешься скоро.
-Говорят, там на зиму в работники устроится можно. Вдруг и у меня получится, - Захар закончил и подошел вплотную к жене, сжал ее плечи огромными ручищами и грозно прошептал, - а если случится что-то? Разбойников сейчас развелось. Вдруг не вернусь вовсе? Ты ведь сразу мужика себе найдешь! Знаю! Такая красавица одна не будет.
-Прекрати, Захар. Сказала: буду ждать! – Катька вырвалась.
Ревность мужа её пугала, но она была верной женой, а значит, бояться нечего. Только ведь Захар прав. Уже за пару дней до его отъезда вокруг дома прохаживаются местные мужички, поглядывают, разведывают. А как ей защититься?
-Клянись, что только моей будешь?
-Вот те крест, - Катька недовольно перекрестилась, - и живому и мeртвому, принадлежать только тебе буду.
-Смотри. За язык тебя никто не тянул. Если не вернусь, помру на чужбине, то теперь тебе до конца жизни траур по мне не снимать. Слово сама дала! А уж если что, так я с того света приду и накажу.
Катька отмахнулась. Женщина прекрасно знала, Захар очень переживает. И каждый год, отправляясь на ярмарку, он устраивает невеселое прощание с угрозами.
Захар уехал ранним утром. Катька начала свой обычный день. Но уже к обеду у ее забора показался сосед.
-Катюша, здравия. Как ваши дела? Может, помощь нужна? Ты только скажи.., - сосед уже отворил калитку.
Но тут на него набросился огромный пес, которого Катька предусмотрительно отпустила с цепи еще утром. Сосед попятился назад и, выкрикивая ругательства, убежал к себе. Катька лишь расхохоталась. Непрошенные гости не зайдут!
Прошло время. Те, кто ездил на ярмарку, уже вернулись. Все, как один уверяли Катьку: на работу Захар не устроился, поехал домой.
-Вернется твой Захар, - успокаивали Катьку соседские бабы, - куда ему деться? Может, в какой-то деревеньке, что по пути попалась, в работники к кому-то нанялся.
-А может, разбойники напали.., - всхлипывала женщина.
Чутье ее не обмануло. Вскоре местные охотники принесли дурную весть. Что не растерзали разбойники и дикие звери, погребли на старом погосте.
Захар часто снился Катьке. Он был грозным, взлохмаченным. Он тряс кулаками и кричал:
-Моя, только моя! Сама побожилась. Клялась, что ни с кем другим не будешь!
Катька тогда совсем замкнулась, завела еще одного пса и стала жить дальше, все раже и реже общаясь с односельчанами. Но соседские мужички решили иначе. Теперь у дома Катьки постоянно кто-то околачивался. Глазели на окна, заглядывали в щели. Всех Катька прогоняла. Никого принимать не хотела.
Так прошло несколько лет.
***
-Катерина, - громко позвал Матвей, - выйди, разговор есть!
Катька выглянула в окно. У ее калитки стоял мельник Матвей. Хмурый вдовец, который остался с тремя маленькими детьми, никогда раньше не приходил. А вот теперь пожаловал.
-Что надо? – неприветливо спросила Катька.
-Дело к тебе. Важное. Ты ведь знаешь, что у меня три девки подрастает. Мать им нужна, хозяйка. Я ведь и научить их ничему женскому не могу. Ни штопать, ни варить… А какие из них жены вырастут? Может… Ты им будешь… Этой… Ну, научишь всему. Я тебе муку… Ну и мужскую работу в твоем доме делать буду. Ты не подумай ничего дурного. Я ведь за дочек переживаю.
Катька быстро согласилась. Своих детей у нее не было, а очень хотелось. Пока Захар был жив, не получилось родить. А уж теперь-то…
Катька стала приходить к Матвею. Она заботилась о его дочерях и учила, как правильно вести быт. Соседи шушукались, конечно. Да и мужики активизировались.
Но Катька награждала каждого крепким словцом и бежала дальше по своим делам.
Женщина и сама не заметила, как сблизилась с Матвеем. А вскоре они объяснились и решили жить вместе, как семья.
В ночь перед переездом к мельнику Матвею, приснился Катьке покойный муж. Он хватал ее за плечи и ревел на ухо:
-Знал, чуял, что ты слово свое не сдержишь! А ведь клялась мне в вечной верности! Стоило только пальцем поманить. А ты уже и готова. И мало тебе одного мельника, так ты ведь и других привечаешь. Все они вокруг дома крутятся, в глаза тебе глядят. А тебе нравится. Ну так смотри, что будет дальше!
Катька проснулась со слезами на глазах. Захар обещал что-то ужасное. Но что? Как он сможет помешать? Что сделает?
Женщина вышла во двор. Рассвет только занимался. Туман от старого погоста густой белой пеной тянулся к деревенским домам. Всё замерло. Птицы замолкли. Дворовые псы попрятались в будках. Воздух стал липким, как смола.
Катька судорожно вздохнула.
Ей послышался голос Захара. И даже показалось, что в этом мутном тумане она может разглядеть его лицо. Женщина испуганно забежала в дом и заперлась.
Но скоро поднялось солнце. Туман рассеялся. Начался очередной день.
Как только Катька вышла из дома, все деревенские мужики побросали свои дела.
Они не слышали жен и матерей. Они молча шли к Катькиному дому. У каждого голове была лишь одна мысль:
-Меня ждет Катька! Именно меня. Моя будет!
Толпа подошла к калитке. Псы, гулявшие по участку без привязи, вдруг спрятались в будках. Мужики молчали. Собаки лишь скулили.
-Вы что пришли? – у Катьки заколотилось сердце. Она поняла, утренний туман с погоста был к беде. И именно об этом говорил покойный муж.
-Я к тебе пришел. За тобой. Заберу, со мной пойдешь, - сказал один мужик.
В это время подоспели деревенские женщины. Но увести своих мужей и подросших сыновей у них не удалось. Те лишь отталкивали женщин и уже заходили к Катьке на участок.
-Да что вы творите! Что вам надо-то? Все знают, что теперь за Матвея выхожу. С ним буду. А вы уходите. Бабы! Забирайте мужиков своих и уводите их, - плакала Катька.
Но толпа все наступала. Каждый бормотал страшные слова:
-Заберу с собой, моей будешь. Никому не отдам. Моя!
Их руки тянулись к Катьке. Крепко сжимали. Рвали. Царапали. Каждой норовил оторвать себе кусочек недосягаемой, притягательной красавицы. Женщины плакали. Катька выла от боли.
-Да что вы делаете, нелюди! Дайте жить мне! Хватит… Я ведь всем вам отомщу! За себя, за то, что погубили!
…Когда Матвей прибежал к Катькиному дому, все было кончено.
Его любимой не было. Совсем не было. На мельчайшие кусочки порвали. В землю даже опускать нечего.
Мужики, собравшись в кучку, монотонно бубнили каждый о своем. Женщины плакали. Матвей дотронулся рукой до влажной земли, которая уже впитала красную, тягучую крoвь.
-Как же… Катерина, как же? Где же?
-Разорвали! Своими руками разорвали! Нет больше Катьки, - всхлипнула одна соседка, - все мужики тут, все они! Только тебя не было. Видать, кому-то не хотелось, чтобы Катька с тобой была… Может, Захар с того света постарался?
Макар потом накопал несколько ведер земли, что крoвь впитала. Ее и захоронил.
Но с той поры в деревне стали происходить страшные вещи. Земля в этих краях перестала принимать тела. Выталкивала их обратно. И такое происходила только с мужчинами. Все, от мала до велика, вскоре после погребения оказывались на поверхности.
Смрад и вонь застыли над Катькиной деревней. Никакие ветра и дожди не могли избавить от запаха смeрти.
Люди начали потихоньку переезжать. Бросали дома и хозяйство. Убегали от мстительного духа несчастной Катьки. Она, как и обещала, пришла за каждым. И каждый, как и она, не мог упокоиться в земле.
***
-Василич, да это шутка! Легенда просто. Думаешь, если мы Ваню там оставим, он на поверхность поднимется?
-Поднимется. Еще как. Я ведь родился в этих краях. Всякое тут бывало. Всякое происходило. Своими глазами видел, как после одной крупной заварушки в Катькиной деревне лежали… В земле испачканные, будто выкопанные… Но на поверхности…
-Так куда его? – Егор в отчаянии смахнул со стола стаканы.
Один с гулким звуком упал на грyдь Ване. Тот вдруг резко вдохнул и широко раскрыл глаза. Попытался подняться, закашлялся.
-О! Живой, - расплылся в улыбке Егор, - Василич, он живой! А мы думали, что все, окочурился!
-Ага, как же, - Ваня уже сел за стол, - не дождетесь! Ладно, давайте еще партийку. Только, Егор, будешь снова мухлевать, я тебе голову откручу!
~~~
НАВИГАЦИЯ КАНАЛА