Найти тему

ЗОЛОТАЯ ШКОЛА ЭДУАРДА СУКИАСЯНА

Эссе о научном руководителе, российском библиотековеде и библиографе (1937-2021)

Профессор Эдуард Сукиасян - мой давний друг и первый Учитель, благодаря которому я почти 35 лет работаю в библиотечной профессии. Этот человек скончался в Москве, 27 февраля 2021 года, прожив красивую, достаточно долгую и очень плодотворную жизнь.

Для тех, кто этого еще не знает, поясню: Эдуард Рубенович был очень известным библиотековедом-библиографом, сначала советским, потом - российским. Он - разработчик библиотечно- библиографической классификации (ББК) - той единой системы, по которой расставляются книги во всех российских библиотеках.

22 июня ему исполнилось бы 84 года… К 85-летию со дня рождения своего ученого мужа Тамара Бахтурина, его вдова, планирует выпустить книгу воспоминаний о нем его учеников и друзей. Думаю, что поучаствовать в создании этой книги и публично выразить слова благодарности прекрасному человеку, захочет достаточно большое количество людей. Ведь у Эдуарда Рубеновича была масса друзей и знакомых. А еще больше - учеников! Под его руководством они успешно прошли через все свои трудности, преодолели их и получили отличный старт для дальнейших свершений.

Мой небольшой автобиографический очерк - это своеобразная дань памяти не только научному руководителю моей дипломной работы, но и человеку, который по-отечески присматривал за мной последние 35 лет, вплоть до своей кончины. Всегда верил в меня, неустанно передавал накопленные знания и опыт, помогал развиваться. Терпел мою эмоциональность и импульсивность. И никогда не жалел на меня собственных сил, эмоций и времени. Только он мог проявлять теплоту и заботу не только о своих бывших учениках, но даже об их близких!

Несмотря на расстояние, я всегда ощущала поддержку Эдуарда Рубеновича. И тот багаж знаний, навыков и опыта, который я имею на сегодняшний день, во многом - именно его заслуга.

-2

Итак.

Родился Эдуард Рубенович 22 июня 1937 в Тбилиси. Вскоре переехал в Москву. В 1960-м году окончил МГБИ, в 1967-м - там же аспирантуру. Через год защитил кандидатскую диссертацию.

В 1966-1968 годах работал в Государственной библиотеке имени Ленина (ГБЛ). В 1968 году был принят на работу в Краснодарский ГИК, где занимал должности преподавателя, доцента, заведовал кафедрой библиотековедения и библиографии. В 1974 году вернулся в ГБЛ, ставшую к тому времени Российской государственной библиотекой (РГБ). Много лет заведовал отделом систематических и предметных каталогов.

В 1994 году был избран на должность заместителя директора РГБ. Долгое время разрабатывал ББК, а в 1997 году вступил в должность главного редактора. Также был известен как преподаватель Высших библиотечных курсов РГБ.

С 1998 года и до конца жизни занимал должность профессора кафедры библиотековедения и информатики в академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. АПРИКТ - единственное, кстати, в ведомстве Министерства культуры России бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования, причем, с 40-летней историей.

-3

Как все начиналось...

В далеком 1987 году, защитив диплом, научным руководителем которого был Эдуард Рубенович, я окончила Самарский институт культуры, который в те времена назывался Куйбышевским государственным институтом культуры (КГИК). Распределившись в Тольятти, я пришла устраиваться на работу в «Централизованную библиотечную систему». Трудовая вахта казалась мне вечностью, и, честно говоря, не очень - то верилось, что я отстою ее до конца, если предположить, что у вечности есть конец.

Было это почти 35 лет назад. За это время даже сама организация пару раз поменяла название и в данный момент называется еще проще, чем раньше, - «Библиотеки Тольятти». А вот переписка с Эдуардом Рубеновичем все эти годы сохранялась неизменной и весьма регулярной. Сначала наши письма писались руками, позже печатались на пишущих машинках и отправлялись по почте. Наконец, стали электронными, и это общение значительно упростило.

Очень быстро пришло ко мне понимание основной сути профессии библиотекаря. Пришло потому, что я всегда была чрезвычайно зависима от чтения.

Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать читать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должна узнать, чем это все кончится... В этом есть настоящий драйв! Это заставляло узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. И каждый день обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением.

И есть еще одна вещь, которую делают книги с человеком, - они порождают эмпатию. Читая, используя свое воображение, создаешь мир, населяешь его и смотришь вокруг чужими глазами. Начинаешь чувствовать ярче, посещать места и миры, о которых никогда и не узнал бы. Читая, люди становятся другими, и когда возвращаются в свой мир, то что-то в них немножко изменяется. Вот это чудо чудное, происходящее с людьми, библиотекари наблюдают каждый день, поэтому профессия завораживает.

-4

Совместить несовместимое...

Мир многолик и многогранен, а жизнь не стоит на месте. Мне выпало счастье иметь любимую, творческую и интересную работу. Удалось заочно окончить еще один самарский институт по специальности «Психология и педагогика». И тут Эдуард Рубенович опять меня поддержал, сказав, что лишние знания еще никому не мешали, совсем необязательно менять профессию, можно и в библиотеке найти им применение.

Мне повезло с замужеством и рождением здорового ребенка. Моя дочка родилась 27 августа, в тот же день, что и Тамара Александровна, жена Эдуарда Рубеновича. Такую дату, и захочешь, не забудешь.

Уже в те времена место женщины давно вышло за пределы трех немецких «к», в переводе означающих - «дети, церковь, кухня». И вот тут, конечно, у меня возникла большая проблема. Как-то я прочла об одном американском президенте любопытную вещь. Его спросили, кто занимался воспитанием детей, наверное, жена, так как он был всегда занят?

- Нет,- возразил президент, - моих детей воспитывала щелочка света, которую они видели каждую ночь под моей дверью.

Как меня удивили эти слова! Может быть, потому, что звучали моим оправдательным приговором?.. Я, конечно, не президент. Я просто - женщина, пытающаяся объять необъятное, совместить несовместимое. Наверное, дочь считала меня не слишком хорошей мамой. И сама знаю, что уделяла ей не столько внимания, сколько хотелось бы. Всю жизнь то и дело грыз противный червячок.

И только Эдуард Рубенович успокаивал и постоянно повторял, что дети в жизни - главное. Совсем не работа, а именно семья, дом и дети. Я же бесконечно любила свою работу и жила с постоянным комплексом вины. Потому что даже выходные дни всегда были заполнены только ею - работой.

Чем она пахнет у меня? Поиском информации и знакомством с новыми творческими партнерами, общением с самыми разнообразными людьми и бесконечными «уроками» - текстами, которые приходится учить к мероприятиям, материалами, статьями, сценариями, биографиями... Типографской краской из редкой партии полученных книг! Вы еще не вкусили прелести этого запаха? А я его обожаю!

…И я искренне надеялась, что советы психологов о том, что «совсем необязательно ежедневно вести с ребенком воспитательные беседы», сработают, потому что ребенок якобы учится не по книгам, а на живом примере родителей. Могла ли я быть примером? Хм…

Вообще-то сама я считаю себя счастливым человеком - с радостью иду на работу, с радостью возвращаюсь домой. Смело могу говорить и писать обо всем, о чем думаю, и жить так, как чувствую - сердцем и душой. Жизнь штормит, за каждую ошибку жестоко наказывая. Знакомые люди, бывает, предают. А еще появляются новые люди, которые навязывают свои взгляды. В таких условиях легко сломаться, подчиниться обстоятельствам, обозлиться…

Стоп! Я так не хочу! Всю жизнь я преодолеваю препятствия, люблю, нахожу и теряю, взлетаю и падаю не для того, чтобы наступать еще и на себя! Иногда подстраиваюсь - да. Маневрирую, выруливаю, потому что так надо. Потому что конфликты никому не нужны. Терплю дискомфорт и людей, которые соприкасаются со мной…

Поневоле приходится вписываться в мировоззрение окружающих людей, которые агрессивно относятся ко всему происходящему. Только вот почему, спрашивается, свои взгляды на жизнь я должна корректировать, учитывая их плохое настроение? Жизнь стоит того, чтобы «не прогибаться под изменчивый мир».

Думаю, что тут Эдуард Рубенович, с рождения обладая темпераментом восточного человека, нашел во мне родственную душу, хотя, наверняка, с улыбкой читал мои максималистские письма. Он прекрасно понимал, что оставаться собой - большое счастье. Это значит быть верным себе - честным перед собой, своими близкими, своим ребенком. Понимание этого приходит с возрастом.

…И вот пока я так самоутверждалась, моя девочка выросла и сама выбрала себе судьбу, поступив в Гуманитарный институт Тольяттинского госуниверситета (ГумПИ ТГУ). Окончив бакалавриат, поступила в магистратуру в Московский государственный педагогический университет. Через год и ее закончит. А я... я нахожусь на финишной прямой, и давно уже пора подвести какие-то жизненные итоги.

-5

Уроки Эдуарда Сукиасяна выучены!

Что же сказать?

Первое. У меня есть Дело, которому я служу всю жизнь. Не профессия, не работа - именно Дело. Человек реализует себя, выполняет свое предназначение через Дело. Дело никогда не предаст, не оставит, не разочарует.

-6

Второе. В любом возрасте можно начать все сначала. Только надо научиться жить каждый день набело, у жизни ведь нет черновиков.

Третье. Нет смысла закреплять понятие «счастье» за чем бы то ни было: любимым человеком, карьерой, ребенком. Любовь, как говорит Бегбедер, живет 3 года, карьера может не заладиться, ребенок - не оправдать надежд. Но, если счастье, как бабочка, будет перелетать с одного на другое: сегодня это - работа, завтра - семья, послезавтра - любовь, то тогда можно быть счастливой всегда!

-7

Четвертое. Когда-то Булгаков, уже умирая, сказал: «Все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему». А, значит, из любой тупиковой ситуации всегда есть выход.

Пятое. Многие мои читатели - очень творческие люди, талантливые поэты и прозаики, профессиональные музыканты и композиторы, экскурсоводы и художники, летчики и учителя. И они меня научили тому, что талант - это не только и не столько людские аплодисменты, сколько людская зависть. Зависть - неразлучная спутница таланта. А поэтому надо научиться защищать свой талант! Надо уметь держать удар!

-8

Шестое. Иногда люди, предпочитая спокойную жизнь, теряют самое главное в ней. А мне хочется, чтобы все вокруг меня были только первыми, умели самостоятельно мыслить, а еще научились терпеть и прощать.

Седьмое. Я знаю, что мои читатели сделали для меня гораздо больше, чем я для них. Я не преувеличиваю. Поэтому большое спасибо всем нашим активистам - сострадающим, сочувствующим, щедро делящимся опытом и рецептами, выступающим на литературных вечерах с «философскими трактатами», размышляющим о смысле жизни. Мне не остается ничего другого, как броситься ниц к их ногам. Ничего другого!

-9

Восьмое. Сегодня мои испытания - это только мои испытания, сколько бы ни было у меня друзей, искренне желающих разделить со мной эту участь.

Девятое. Человек всегда должен что-то находить, а не терять.

И последнее, десятое.

Пока в нашей профессии работают одержимые люди, продолжающие дело Э.Р. Сукиаяна, библиотечное дело в стране будет жить!!! Чтобы ни случилось! Этих людей не так уж много, но они есть! Умные, грамотные, порядочные, интеллигентные, умеющие отделять зерна от плевел. Соль культуры русской и настоящие Профессионалы старой закалки, преданные Делу. Их есть, за что уважать, у них есть, чему поучиться.

Первый профессиональный урок библиотекарей, прошедших школу Э.Р. Сукиасяна, заключается в ясном понимании того, что помимо предоставления читателям информации мы еще обмениваемся с ними энергией. Теплой, искренней и живой! Без этого библиотечное общение теряет свой главный смысл.

…Примерно так. Примерно так я могу сказать сегодня. Весь перечень жизненных уроков не случаен. Он означает некоторую полноту времени, вместившую в себя и море прочитанных книг, и массу проведенных библиотечных мероприятий, и армию замечательных людей, приходящих в библиотеку. И, конечно, опыт жизни и работы Эдуарда Сукиасяна.

Вот тут можно было бы поставить точку. Но...

-10

Что же будет потом?

По­явление компьютера и Интер­нета сделали информацию доступ­ной в электронном виде. В 2006 году в Берлине был даже установлен памятник книгам. Поводом послужило серьезное опасение, что классическая книга вот-вот канет в Лету.

Не за горами полная оцифровка библиотек, кото­рая сделает ненужным их посещение «живьем». Да и книжные магазины скоро сведутся к одной машине, которая будет по заказу поку­пателей печатать, брошюро­вать и тут же выдавать требу­емые книги. Полагают, такие машины появятся уже в бли­жайшие годы и станут конку­рентами не очень по­пулярных электронных книг, позволяющих читать привыч­ный книжный текст с экрана.

Я неоднократно пыталась читать художественные произведения с экрана, но никогда не могу прочесть более десяти страниц подряд. У меня привычки человека «из прежних времен», мне нравится чувствовать бумагу, переворачивать страницы. Конечно, я не собираюсь умирать в защиту бумажной книги, но будет печально, если она исчезнет. И боюсь, исчезнет не просто предмет, вместе с ним уйдет тишина, время, уединение, долгое повествование романа, неторопливое проникновение в мысли автора - все то, что сопутствует чтению на бумаге...
К тому же, сегодня читатель начинает требовательнее подходить к выбору книги. Эксперты говорят, что все равно будет пользоваться спросом развлекательная литература, которая поможет человеку отключиться от повседневных проблем. Предпочтение будет отдаваться недорогим изданиям, пусть даже и менее качественным. Аудитория, читающая современную классику, хорошую западную и русскую прозу, так и останется ей верна. Потому что это - люди, которые не мыслят себя без книги. Они все равно будут читать, потому что их привычка к чтению сформировалась еще в детстве - семейным укладом, на уроках литературы, в библиотеках. И читать они будут, в основном, то, к чему привыкли, что дает им душевный комфорт и интеллектуальное удовлетворение.

Ясно одно - даже если бумагу заме­нит экран монитора, если уй­дут и незабываемый книжный запах, и вкрадчивый шелест страниц, читать люди не пе­рестанут! И значит, книга не умрет никогда - та книга, ко­торой поочередно были гли­няная табличка, пальмовый лист и папирусный свиток.

А это значит, что будет жить и профессия библиотекаря - помощника и проводника, социального работника и организатора культурно-просветительской и досуговой деятельности, консультанта и психотерапевта. Дело, которому Эдуард Рубенович Сукиасян посвятил всю свою жизнь.

27.05.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте: http://vk.com/library_foliant; 30-78-00

Публикация:

Россинкая С. Золотая школа Эдуарда Сукиасяна: Эссе о научном руководителе. К 27 мая - Общероссийскому дню библиотек. К 22 июня - годовщине со дня рождения российского библиотековеда и библиографа (1937-2021)// Великий библиотекарь : Эдуард Рубенович Сукиасян = The Great Librarian : Eduard Rubenovich Sukiasyan / Российская гос. б-ка ; [сост.:Т. А. Бахтурина и др.]. - Москва: «Пашков дом», 2023. - 588 с.: ил. - Парал. тит. л. англ.