Кино – это каскадёры
Парадоксально, но именно профессия каскадёра считалась (да и считается, пожалуй) одновременно самой заметной и самой незаметной. Потому что в кинотеатрах обычно срабатывает магия кино (а иначе мы бы туда и не ходили, верно?).
То есть когда зритель видит в кадре какой-то потрясающий трюк, он восхищается, может быть аплодирует, но при этом, увлекшись сюжетом, не особо задумывается, кто именно его исполнял и как это было сделано. Лиц-то обычно не видно.
Разумеется, есть исключения. Все знают, что основную часть трюков Том Круз исполняет сам, как и Харрисон Форд и как ряд других актёров. Но это большая редкость. Основная работа на профессиональных каскадёрах, об одних из которых сегодня и поговорим.
Рекомендую к просмотру документальный фильм “Кунг-фу-каскадёры” (Long hu wu shi), который в русской озвучке появился в сети сравнительно недавно, хотя в Китае дебютировал на международном кинофестивале “Шёлковый путь” ещё в октябре 2020-го. Сегодня его можно легко найти в сети.
Речь в нём пойдёт о том, как развивались экшен-фильмы в Китае. В основном, конечно, это Гонконгские боевики. Обычные боевики, а не классическое фэнтези с восточными единоборствами, где летают или бегают по стенам (этот жанр называется “уся”, если кому интересно).
Но кино это безусловно и исключительно жанровое, хотя и немало повлиявшее на такую важную черту кинематографа, как зрелищность. И эта самая зрелищность стараниями каскадёров Гонконга популяризировала жанр не только в Китае, но и по всему миру. Да и сами мастера часто становились кинозвёздами.
Например, имя Брюса Ли в Голливуде обросло легендами, а фильмы, в которых он успел сняться, культом.
Всемирную славу обрёл также кавалер ордена Британской империи и обладатель звезды на Голливудской аллее славы Джеки Чан, благодаря которому (и фильму “Час Пик” в частности) в своё время появился такой популярный агрегатор кинорецензий как Роттен Томатос.
В фильме “Кунг-фу-каскадёры” проследят, как азиатский экшен получил мировое признание. Вы увидите немало опасных трюков и людей, их исполнивших. А также множество известных актёров и постановщиков от Саммо Хуна до Донни Йена, от Цуй Харка до Эндрю Лау.
Но лично мне наиболее волнительно было увидеть Юэнь-У Пина. Это тот самый человек, который поставил культового “Пьяного мастера” (1978), а также ставил хореографию боёв для таких известных голливудских фильмов, как трилогия “Матрица” или дилогия “Убить Билла”.
В этом фильме Вы увидите множество опасных трюков и немало опытных трюкачей. Они расскажут от первого лица об опыте съёмок в кино. И да, этот опыт не всегда удачный.
Картина напомнит, что каскадёр – профессия смертельно опасная. В современном кино иногда добавляют в картины субтитр “в память о…”, но каскадёры остаются неузнанными публикой, несмотря на их вклад в кинематограф.
И пусть “Кунг-фу-каскадеры” рассказывают только об одной группе профессионалов, этот фильм заставляет обратить внимание на профессию в целом. Если заинтересует эта тема, то могу посоветовать еще парочку фильмов, которые сразу пришли на ум.
Например, художественный фильм “Запределье” (2006) – экзистенциальную художественную драму от визионёра Тарсема Сингха, которая запомнится если не глубоким сюжетом, то финалом уж точно - поверьте, он имеет непосредственное отношение к теме.
Или недавно появившийся в сети документальный фильм “Дэвид Холмс: Мальчик, который выжил” про дублёра Дэниэла Рэдклиффа, который исполнял за актёра трюки в серии фильмов про Гарри Поттера с самого “Философского камня” (2001). Пока в 2009 году на съёмках “Даров Смерти, часть 1” при выполнении трюка не сломал шею, оставшись парализованным на всю жизнь.
Разумеется, бои в стиле кунг-фу – это не единственный вид каскадёрского ремесла. Есть трюки с животными, есть подводные, есть автомобильные, есть пиротехнические и многие другие. Но в целом эта профессия всегда была самой опасной и потому самой востребованной в кинопроизводстве.
Во многом именно каскадёры сделали магию кино реальностью – поражающей и пугающей, впечатляющей и зрелищной. Пусть их лиц не видно, но они часто жертвуют здоровьем и жизнью ради искусства. Именно поэтому важно помнить, что кино – это каскадёры.