Фонд может перейти под крыло Рифката Минниханова, а у руля ждут 33-летнего топа из «Ак Барса»
«Интересна была новизна, эти тысячи идей… К сожалению, эта активная работа фонда потом как-то сузилась. Видно, в силу ряда причин, вне зависимости от Айдельдинова. Потому что ограничение было в суммах и направлениях», — так председатель ТПП РТ Шамиль Агеев комментирует новость о скором уходе Айнура Айдельдинова с поста директора ИВФ РТ. Власти республики возлагали на фонд большие надежды, которые оказались неоправданными. Тем не менее отставка заслуженного экономиста РТ из госструктуры была по обоюдному согласию. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Скорее всего, у него случилось выгорание»
Сегодня в медиа появилась информация, что директор инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов покинет пост, который занимал аж 16 лет, с 2007 года. В пресс-службе фонда не стали комментировать информацию. Однако сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» подтвердили, что такое решение принято, причем, по одной из версий, случилось это еще на прошлой неделе.
«Информация [об уходе Айдельдинова из ИВФ] действительно проходит. Скорее всего, у него случилось выгорание, он же давно там работает. Госструктура — это определенные рамки, регламент. Человеку захотелось большей свободы. Опыта у него много, хочет найти себя в другой сфере», — рассказал «БИЗНЕС Online» осведомленный источник. Он не смог уточнить, чем именно будет заниматься глава фонда после ухода из ИВФ. «О планах Айнура Айдельдинова вам лучше уточнить у него», — сказала глава пресс-службы президента РТ Лилия Галимова. Сам Айнур Тауфикович не отвечал на телефонные звонки.
«Он в финансах и бухгалтерии хорошо разбирается, в налоговой же работал долго. Думаю, что в венчурных инвестициях тоже специалист. В общении старается быть открытым. Говорит, что он больше бизнесмен, чем чиновник», — описывает другой собеседник.
Напомним, что инвестиционно-венчурный фонд Татарстана был создан в 2004 году в целях развития инновационной деятельности республики. Судя по сайту, в портфеле фонда насчитывается 671 проект стоимостью 7,4 млрд рублей. Структура занимается организацией конкурса «50 лучших инновационных идей для Татарстана», конкурса стартапов «Идея-1000», реализует программу акселерации. С 2016 года ИВФ наделен полномочиями регионального фонда развития промышленности на территории РТ.
Сразу несколько источников газеты заявили, что после ухода Айдельдинова фонд может перейти под контроль Академии наук РТ. Но президент АН РТ Рифкат Минниханов в разговоре с «БИЗНЕС Online» сказал, что ему о таких планах неизвестно. Что касается нового директора ИВФ, то пока информированные собеседники называют имя одного потенциального претендента — 33-летнего директора по инновациям Ак Барса Банка Дамира Галиева.
«Фонд не уделял теме промпарков должного внимания»
Один из источников газеты уверяет, что Айдельдинов ушел из фонда без конфликта, «по обоюдному согласию сторон». Тем более что заслуженный экономист РТ «давно об этом мечтал». Другие допускают, что претензии к Айдельдинову могли быть и у властей. ИВФ, по их словам, явно не выполнял свои задачи по заполнению и развитию промпарков, за что глава фонда получал нагоняи от президента РТ Рустама Минниханова. Сейчас данная тема на особом контроле региона, планируются «большие вливания» со стороны республики, в этой связи неудовлетворительная работа ИВФ в целом могла повлиять на уход Айдельдинова. «Фонд не уделял теме промпарков должного внимания, это и не их функционал. Просто они пару раз „вякнули“ не в ту сторону, вот на них и повесили эти промпарки, мол, раз вы критикуете, то сами попробуйте. Свою роль это могло сыграть», — размышляет один из наших собеседников.
В 2021 году Минниханов закрепил за АИР РТ и ИВФ кураторство над 33 промпарками с самой низкой заполняемостью (из них 17 частных площадок досталось АИРу, 16 муниципальных — ИВФ). Но обе структуры подвергались критике за то, что порученные им промпарки так и не «взлетали». «Это стыд и позор! Площадки созданы за счет бюджетных инвестиций. Вы же заявки писали, мы деньги выделяли. Не занимаетесь! — негодовал руководитель республики на заседании коллегии минэкономики РТ в этом году. — Айнур (Айдельдинов — прим. ред.), ты говоришь-говоришь, а где работа? Талия (Талия Минуллина, руководитель АИР РТ, — прим. ред.), давайте немножко занимайтесь. В теории вы молодцы, форумы [проводите], а реально вас не видно».
В августе этого года всплыл еще один громкий скандал с ИВФ. Бывший топ-менеджер «Российской венчурной компании» Ян Рязанцев на одном из татарстанских форумов выступал в качестве спикера от имени инвестиционно-венчурного фонда Татарстана, причем был представлен в роли заместителя директора. При этом в то же время Таганский суд Москвы рассматривал уголовное дело в отношении Рязанцева и его партнера Михаила Чучкевича, которых обвинили в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). «Коммерсантъ» еще в прошлом году сообщал, что речь может идти о хищении из средств РВК 1,3 млрд рублей под видом инвестирования в американскую Alion Energy Inc.
«Активная работа фонда как-то сузилась»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают результаты работы ИВФ и его многолетнего руководителя.
«Промпарки фонд не мог развивать. Они могут развиваться тогда, когда есть четкая вразумительная государственная политика, конкретная поддержка бизнеса, — констатирует председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — С этой задачей справлялась особая экономическая зона, символом которой была четкая концентрация власти и финансов. А промпарками занимались не в том виде, в котором с ними можно было справиться. Потому это поле деятельности, скажем так, еще непаханое. Реальных льгот нет. А реальные льготы им нельзя давать, потому что их надо давать всем. Тут замкнутый круг получается».
Агеев говорит, что поначалу у ИВФ было много идей. «К сожалению, эта активная работа фонда потом как-то сузилась. Видно, в силу ряда причин, вне зависимости от Айдельдинова, — считает глава ТПП РТ. — Потому что ограничение было в суммах и направлениях. Поэтому в последнее время наблюдалось некоторое не то что недовольство… Президент, скорее всего, хотел бы большей активности. Но в нынешних условиях это непросто». Вместе с тем, добавляет наш эксперт, Айнур Тауфикович хорошо показал себя на должности, и найти ему замену будет непросто.
Новому руководителю фонда, по мнению главы ТПП РТ, нужно усилить направление на Восток, активнее работать с исламскими финансами, международными фондами, с арабскими странами. Но «вытащить» оттуда средства будет непросто. «Фонд республике нужен, потому что он четко занимался направлением инвестиционной деятельности. Они искали новые идеи. Другое дело, что инвестиционный бизнес, которым они занимались, пока в России не прижился. Может быть, сейчас, когда средства из-за рубежа вернутся, они смогут больше заниматься инвестиционными делами. Фонд ликвидировать не надо. Фонд нужно оставить», — заключил спикер.
Айдельдинов — грамотный человек, в меру инициативный, фронт работы, который он взял на себя, оказался большим, и, вероятно, ему было в какой-то степени сложно, потому что четкой координации в венчурных инвестициях и инновациях нет. Таким мнением с газетой поделился вице-президент АН РТ Вадим Хоменко. «Тем не менее, насколько он видел, насколько сил хватало, он на себе эту работу замыкал. Не случайно то, что Татарстан вошел в число лидеров по инновационному развитию и в ПФО, и в России», — сказал он.
«В целом в России проблема импортозамещения, инноватики находится не на том уровне, который удовлетворяет всех. Так не только в Татарстане, а в стране в целом, — продолжает Хоменко. — Две причины: не можем науку профинансировать, она у нас не достигает 2,5 процента от ВВП — это норматив, причем это минимальная планка, а если мы хотим рывок сделать, то должны иметь 4–5 процентов, а то и больше. И второе — у нас не сформирован рынок объектов интеллектуальной собственности. Если бы мы эти две задачи решили, то, думаю, дело бы пошло. Пока заменить венчурный фонд нечем, если мы его ликвидируем, то, думаю, станет еще сложнее. Конечно, надо было развивать сеть частных венчурных фондов, но их нет, а так может потеряться и связь с федеральными венчурными компаниями».
А депутат Госдумы Айрат Фаррахов вспоминает о проекте, реализованном с ИВФ РТ. «Когда я был министром здравоохранения РТ, мы самыми первыми в Российской Федерации полностью изменили структуру обеспечения граждан продукцией молочных кухонь, — рассказывает собеседник газеты. — И сегодня все, кому выдается там молочная продукция, получают качественную продукцию. Ее привозят в каждый район, каждому человеку, и эта продукция имеет значительно более долгие сроки хранения. Причем она очень высокого качества. И тогда этот проект нам удалось реализовать вместе с инвестиционно-венчурным фондом. Венчурный фонд выделил деньги, сделал этот проект эффективным, направил деньги на автомобили, и эти автомобили в последующем окупились. То есть со всех сторон — и проектное управление, и поддержка этого проекта были просто потрясающими и эффективными. Я тогда понял, насколько это серьезная и эффективная команда».
Что Фаррахов ждет от нового руководителя фонда? «Затрудняюсь в ответе, но сегодня, по-моему, о венчурных инвестициях мы можем только мечтать. Это в районе фантазии и мечты. Это не значит, что не нужно подобным заниматься, но пока ситуация, мне кажется, не совсем благоприятствует этому», — резюмирует депутат Госдумы.