Вся жизнь доцента кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Веры Амосовой связана с экономическим университетом. В его стенах учились и работали ее родители, сестра, она сама, а позднее – и ее сын.
Мы пообщались с Верой Владимировной, чтобы подробнее узнать про связь ее семьи с университетом, развитие карьеры и профессиональные мечты.
Известно, что вы относитесь к династии, тесно связанной с экономическим университетом. Расскажите об этом подробнее.
Первой переступила порог ЛФЭИ в 1944 году моя мама – Поротикова (тогда Гусева) Глафира Павловна. Поскольку у мамы уже было педагогическое образование (в 1941 году закончила Ленинградский государственный педагогический институт имени М.Н. Покровского по специальности – учитель математики и физики), она получила в 1947 диплом ЛФЭИ по специальности – преподаватель финансово-учетных дисциплин и была направлена на работу в Астрахань в учетно-кредитный техникум. Через некоторое время вернулась в Лениниград.
Мой отец – Поротиков Владимир Васильевич – также в 1952 году закончил ЛФЭИ. Всю трудовую жизнь он провел в НИИ «Дальняя связь», где был ведущим экономистом.
В 1961 году Глафиру Павловну приглашают вновь в ЛФЭИ уже на работу в должности начальника Учебного отдела и преподавателя математики на кафедру Высшей математики. Это были хоть и трудные, но блестящие годы для ЛФЭИ. С приходом нового ректора – Ю. А. Лаврикова – началась перестройка, правильнее сказать, постройка, создание новой парадигмы образовательного, научного и учебного процесса. Были открыты новые специальности: МТС, экономическая кибернетика и т.д., приглашены ученые - О.И. Шкаратан, Г.Н. Черкасов, И.М. Сыроежин, имеющие нестандартные алгоритмы решения как научных, так и учебных процессов.
Все эти изменения – переход с четырехлетнего срока обучения на пятилетний, появление новых специальностей – требовали пересмотра, а иногда и создания новых учебных программ, изменения структуры учебного процесса, методики преподавания и критериев оценки результатов. Именно данные проблемы, вопросы решались в учебном отделе под руководством Глафиры Павловны.
Глафира Павловна владела настолько всей информацией, связанной с учебным процессом, что на утверждение штатов в Министерстве в Москве ректор Лавриков Ю.А. приглашал именно ее.
Моя сестра – Поротикова Галина Владимировна, поступила в ЛФЭИ в 1974 году и закончила в 1979 году. До 1985 года работа в Промстройпроекте, куда была направлена по распределению. В 1985 году вернулась в одну из структур университета МИПК, где проработала в должности методиста, продолжая традиции мамы – совершенствование организации учебного процесса, до 1995 года.
Как складывался ваш личный путь в науке?
Я – Амосова (Поротикова) Вера Владимировна поступила в ЛФЭИ им. Н.А. Вознесенского в 1969 году на году плановый факультет на специальность «Планирование промышленнности». Мне очень повезло, что на первом курсе я была студенткой профессора Каганова Ефима Давидовича, выдающегося ученого, который занимался проблемами рыночных отношений в социалистической экономике. Профессор Ефим Давидович преподавал нам политэкономию. Благодаря проф. Каганову мы изучили, а не прочитали «Капитал» К. Маркса. Какая это была школа, мне могут, кто понимает, завидовать даже современные студенты! Так сформировалось мое научное направление – рыночные отношения. Да, в 1969-1970 годах это было не модно, но я не переживала, ведь мне посчастливилось общаться с Е.Д. Кагановым. Занимаясь в студенческом научном кружке, все больше интересовалась формированием и развитием рыночной экономики.
В 1973 году в составе студенческой группы была на стажировке в Югославии, в Любляне и привезла оттуда монографию Ф. Котлера «Маркетинг». Так окончательно сложились мои научные интересы.
В студенческие годы наша научная работа (соавторы: Е. Козловская, Х. Сабитова) была удостоена высокой награды лауреата Всероссийского конкурса студенческих работ и отмечена дипломом и медалью.
В 1974 году закончила ЛФЭИ и поступила в аспирантуру к научному руководителю проф. Каганову. Тема моих научных изысканий, конечно, рыночные отношения. Защитив диссертацию в 1977 году, была оставлена преподавателем на кафедре финансово-учетных дисциплин. Название и структура кафедры неоднократно менялись, сейчас я доцент кафедры ОЭТ и ИЭМ.
Сфера моих научных интересов осталась прежней, но к ней прибавились и другие направления: довузовское экономическое образование школьников, экономическая история Санкт-Петербурга. С 2019 являюсь автором и исполнителем уникальной студенческой темы: «Санкт-Петербург глазами молодежи». Мечтаю создать в нашем университете межвузовский центр студенческого петербурговедения.
Помогала или, наоборот, мешала подобная династическая связь при вашей учебе и продвижении по карьерной лестнице в вузе?
Вопрос очень хороший. Ответ: скорее мешала. Я училась хорошо, у меня диплом с отличием, была Ленинская стипендия. Но имея родителей, занимающих определенную должность, мы становимся заложниками родственных связей. Яркий мой пример: в связи с поступлением в ВАК письма не на меня, не на мою диссертацию, а на маму, меня вызывали в Москву, где я защищалась повторно.
Как вы считаете, является ли ваша научная карьера в СПбГЭУ своеобразное преемственностью?
Моя научная карьера – это, конечно, преемственность. Переступив порог университета (тогда ЛФЭИ) в 1969 и по сегодняшний день 2023 года, я не покидала стены СПбГЭУ ни на один день. Я очень люблю свою преподавательскую деятельность, со студентами я изменяюсь, я расту, они даруют мне вдохновение… Для меня – это не работа, эта миссия!
Ваши дети тоже учились в экономическом?
Амосов Александр Владимирович – мой сын и внук Поротиковой Глафиры Павловны, поступил в университет в 1996 году и с отличием закончил в 2001 году. Проходил стажировку в Сорбоне. Со школьных лет мечтал заниматься рынком ценных бумаг. Сейчас работает в Москве в инвестиционной компании.