Найти в Дзене
ИРИНА ПАВЛЮЧЕНКО

Интересно проследить путь развития профессии кондуктора, которая неразрывно связанной с развитием транспортной системы в городе

В Курске этим летом полностью обновлен муниципальный  автобусный парк. Старые, рычащие, коммерческие  ПАЗики сменили новые комфортные автобусы российского производства, которые куряне прозвали "Волгобаксы".

Почему так прозвали? Потому что на них установлена новая бесконтактная система оплаты, сменив привычных бабушек контролеров - валидаторы.

фото автора
фото автора

И дополнительным бонусом для курян стал голос из динамиков нашего земляка В.Винокура, объявляющего название остановок.
Куряне рады переменам, но люди остались без работы. Профессия кондуктора, появившаяся вместе с общественным транспортом в 30-х годах,  практически исчезла.

Интересно проследить путь развития профессии кондуктора, которая неразрывно связанной с развитием транспортной системы в городе.
В 70-х ,  в общественном советском транспорте, кондукторов заменили на билетные кассы в салонах.  Около кабины водителя стояла одна касса самообслуживания,  деньги с задних площадок передавали "по цепочке" через весь салон и потом опять "по цепочке" билет возвращался владельцу.  Больше других это не нравилось тем, кто  стоял около кассы, обслуживая весь автобус.

Яндекс фото
Яндекс фото

В  это время,  по дорогам Курска уже  бегали  чешские Икарусы, постоянно переполненные. Толпа заносила тебя автобус, со всех сторон  давило так, что невозможно было дышать. Стоишь и думаешь, какие части тела в тебя упираются. Рай для карманников и уголовщины. Случалось, выходила с порезанной сумкой и без кошелька.

Яндекс фото
Яндекс фото
Яндекс фото
Яндекс фото

Проехать одну - две остановки в переполненном автобусе и получить билет было не реально. Во время контрольных рейдов, у дверей автобуса на остановке, можно было пройти, показав один из найденных билетов в салоне, чем многие пользовались.  Проезд тогда  стоил пять копеек, а "зайцев" штрафовали на 3 рубля. Это довольно не маленькая сумма, в сравнении с буханкой хлеба, ценой 2 копейки.
Но прогресс не стоял на месте и   в салонах появились компостеры.  С их помощью нужно было пробивать купленные заранее билеты – абонементные талоны, которые продавали в газетных киосках и на кассах магазинов. Затем ввели в продажу проездные билеты.

Яндекс фото
Яндекс фото

Муниципальный бюджет терпел убытки из-за недобросовестных плательщиков и в 1997г. профессия кондуктора возродилась вновь. У кондукторов появилось свое   место около входа, которое никто не имел право занимать. В это время на дорогах Курска появились коммерческие  маршрутные такси: Газели, Фордики и ПАЗики, которые значительно разгрузили пассажиропоток. Около входных  дверей сидел кондуктор, который на выходе собирал плату за проезд.

Яндекс фото
Яндекс фото

В 2010 кондукторам в муниципальном  транспорте вручили электронные терминалы, для оплаты проезда.

Яндекс фото
Яндекс фото

Сейчас в Курске кондуктора остались только в старых трамвайчиках, курсирующих по окраинам города.
Профессия кондуктора просуществовала почти 100 лет.
Надо сказать, их труд далеко не престижный, за тяжелую работу билетеры получают всего около 25-30 тыс. рублей в месяц, да то, если выполнен план.
Ранние подъемы, ( рабочий день в 1 смену начинается с 5 ч.утра), откровенное хамство пассажиров, отсутствие условий для естественных потребностей - были неприятным бонусом к их зарплатам.
Думаю, замена кондукторов в транспорте - этот как раз тот случай, когда ИИ пришел на помощь человеку и от этого выиграли все.