Предыдущая статья о самом романе и более ранней экранизации - здесь https://dzen.ru/a/ZUyhzTs_Ry41Fg1o?referrer_clid=1400&
Адаптация – не совсем то же, что экранизация. Содержание может быть аналогичным книге, но время, имена, многие детали и даже характеры - несколько изменены, что мы и видим в фильме режиссера Джоржда Стивенса, снятом по роману Драйзера.
Место действия – США, а время, - тот самый 1951 год. Картина получила премию Оскар, и, в общем-то, оправданно: фильм идет почти два часа, но при этом динамичен и не затянут, а во время трагичных сцен саспенс ой как присутствует. Единственное, к чему я поначалу отнеслась скептически, так это к моменту, где врачи отказывают Элис в аборте так же, как и ее прототипу Роберте в 20-х годах – ведь в фильме время-то другое, и эмансипация значительно развилась. Но потом получше ознакомилась с этой темой: да, развиться-то развилась, но не в отношении абортов…
Минусы фильма – слабо прописанные герои, которым не сильно сопереживаешь. Не понятна их мотивация, и возникают вопросы: «а почему они поступили так-то?..» «Клайд» здесь более поверхностный и «ниочемный», чем в оригинале, как и «Роберта» (в книге она вызывала сочувствие и симпатию, здесь же – только кратковременную жалость в момент гибели). Мотивы персонажей, как я уже написала, тоже более примитивные: иду к цели, отрицая моральные запреты, просто потому что захотелось («Клайд»); требую, потому что могу («Роберта»); люблю не равного себе человека просто так и на всю жизнь («Сондра»).
Джордж Истмен (прототип Клайда) в исполнении Монтгомери Клифта. Тоже красивый актер и, надо сказать, внешне он наиболее схож с книжным – такой же статный брюнет. Еще раз отмечу, что Джордж – это не Клайд: Гриффитс был с претензией на интеллигентность, а Истмен – простой деревенский парень, и мнит он из себя не интеллигента, а мачо, иногда неловко ухмыляясь уголком рта. Насчет актерской игры Клифта: в большинстве сцен у его персонажа тоже, как и у Холмса «замороженная» мимика, но при этом он очень хорош в сценах гибели Роберты и судебного процесса: невольно начинаешь переживать за судьбу Джорджа вместе с ним же.
Элис Трипп (прототип Роберты) в исполнении Шелли Уинтерс. Мне не понравились ни актриса, ни ее воплощение. Да, это не Роберта, но тогда нужно задаться вопросом: хотел ли режиссер, чтобы зритель сочувствовал Элис так же, как мисс Олден, или же нет? Если первое, то задумка явно не удалась. Элис по доброй воле довольно быстро отдается Джорджу (а не протестует поначалу, как Роберта), а потом устраивает истерики и шантажирует незадачливого возлюбленного, и оборону не сбавляет. Казалось бы, она права, и у нее есть резон требовать у Истмена разделения ответственности, но возникают вопросы: Элис же добровольно ему отдалась, зная последствия, а после только манипулирует Джорджем и все, тогда как Роберта все-таки пытается найти компромисс в отношении Клайда (например, жениться, а потом развестись). И в итоге… немного жалеешь Элис только тогда, когда она падает в воду, но на протяжении большей части фильма эта героиня только раздражает; а это кривляние эта игра, когда она якобы «извиняется» перед Джорджем незадолго до гибели…
Анджела Викерс (прототип Сондры) в исполнении Элизабет Тейлор. Ясное дело, воплощение и исполнение мне понравились, хотя бы потому, что это Элизабет Тейлор. Вместо живой, непосредственной и даже ребячливой Сондры перед нами предстает интеллигентная молодая женщина с трепетной душой, способная, казалось бы, любить сильно и бескорыстно. Серьезно, до конца фильма я не находила никаких изъянов в этой героине и симпатизировала ей куда больше, чем Элис, правда, все же задалась вопросом: чем такую женщину привлек Джордж Истман? В случае «Американской трагедии» понятно: Сондра пыталась вызвать ревность у брата Клайда, похожего на него, да и потом сама прониклась отношением к ней Гриффитса, восхищением, преклонением, к тому же он такой красивый, ангелоподобный юноша… Истман тоже красивый, но никак не ангелоподобный, а простой, как пять копеек, да и какого-то особого подобострастного отношения к Анджеле я не увидела: скорее, Джордж просто думал, что она проложит ему дорожку к богатой жизни. Еще более серьезные думы у меня вызвала концовка фильма: Анджела приходит к Истману незадолго до казни и говорил, что любит его, несмотря ни на что. То есть, ее даже никак не отвратил сам факт убийства? Если так, то у Анджелы куда более глубокие психологические травмы, чем кажется на первый взгляд. Хотя бы потому, что это не юная Сондра (да и то мисс Финчли в письме дала Клайду понять, что хоть и надеется, что его оправдают, но считает, что их пути не должны больше пересекаться), которая в общем-то могла бы бессознательно возгордиться поступком Клайда, мол, вот он убил ради большой любви ко мне! Нормальная женщина задумалась бы как минимум над вопросом: «Если он способен на убийство, то не убьет ли он потом и меня?» В общем, тоже спорный персонаж.
Кому смотреть: поклонникам Элизабет Тейлор и любовных треугольников, да и вообще старых экранизаций.