В американской глубинке порой рождались удивительные женщины, становившиеся звездами науки и искусства. Астроном Мария Митчелл (1818-1889) - как раз из таких. Ее пример - другим наука! В хорошем смысле.
Упорная квакерша
Семья Марии принадлежала к религиозной общине квакеров - протестантского движения, возникшего в Англии в середине 17 века. Мария была третьим из десяти детей. Скромный образ жизни сочетался с интеллектуальными занятиями: отец был школьным учителем и астрономом-любителем, мать заведовала библиотекой. Детство Марии прошло на острове Нантакет, где жили рыболовы и китобои. Остров административно принадлежит к штату Массачусетс, но находится на расстоянии примерно 50 км от материка.
Отец приобщил талантливую дочь к математике и к астрономическим наблюдениям, научив обращаться с разными измерительными инструментами. В 1831 году 12-летняя Мария помогла отцу вычислить точное время солнечного затмения и стала его ассистентом в основанной им школе. После закрытия этой школы она создала свою собственную.
Что ей светило на острове? Профессия школьной учительницы и заведующей библиотекой выглядела венцом карьеры для самостоятельной женщины. Квакеры не препятствовали своим дочерям и женам развивать свои дарования, а в Нантакете, где мужчины-китобои на месяцы уходили в море, женщины привыкли сами руководить всеми делами. Так что Мария не выглядела совсем уж "белой вороной", хотя ее пример всё-таки скорее исключение из общепринятой практики 19 века, нежели правило.
Она продолжала вести астрономические наблюдения и 1 октября 1847 года открыла при помощи телескопа комету, которой затем присвоили имя "кометы мисс Марии Митчелл".
Борьба за приоритет
Если комета большая и пролетает достаточно близко от Земли, чтобы видеть ее невооруженным глазом, открыть ее довольно нетрудно, если понимать, что именно ты видишь.
А если комета не видима без приборов, то открыть ее может только астроном, вооруженный телескопом - неважно, профессионал или любитель.
В 19 веке такие кометы открывались не очень часто.
Просвещенный король Дании Фредерик VI (1768-1839) учредил медаль за открытие каждой «телескопической кометы». После его смерти медаль продолжал вручать его наследник и кузен, король Кристиан VIII (1786-1848).
Медаль имела собственный красивый девиз, цитату из стиха 257 первой книги "Георгик" Виргилия: "Non Frustra Signorum Obitus Speculamur et Ortus" ("Не напрасно мы следим за восхождением и закатом звезд").
Приз вручался первооткрывателю каждой "телескопической кометы". Но ведь астрономы не дремали, иногда открытия совершались почти одновременно, и возникала борьба за приоритет.
Мария Митчелл открыла комету в 22-50 поздно вечером 1 октября 1847 года (обозначение кометы - Comet 1847 VI, в современной классификации - C/1847 T1). Заметку об открытии она опубликовала в American Journal of Science - Американском научном журнале, вышедшем в январе 1848 года, причем подписалась именем своего отца. Однако в следующем месяце она обнародовала свои расчеты орбиты этой кометы, уже не скрывая своего имени.
Однако итальянский астроном Франческо де Вико (1805-1848) открыл ту же самую комету двумя днями позднее Марии, но опубликовал сведения об открытии раньше. Естественно, до Европы американский журнал доплыл с опозданием. Поэтому Вико оказался законным претендентом на медаль и успел получить ее от датского короля с подобающими почестями (а потом умер в Лондоне).
Позднее истина всё-таки выяснилась, приоритет Марии Митчелл был признан ученым сообществом, комета получила ее имя, и ей тоже вручили королевскую медаль.
Мария Митчелл сделалась мировой знаменитостью, ибо ранее единственной женщиной, открывшей комету, была сестра великого астронома Уильяма Гершеля - Каролина Гершель.
Академическая карьера мисс Митчелл
Не в правилах Марии было почивать на лаврах.
Добившись признания, она сделала академическую карьеру, редкую для женщины в 19 веке, когда даже обучение девушек в университетах выглядело редчайшим исключением (в России это было вообще невозможно), а уж женщина-профессор воспринималась таким же нонсенсом, как женщина-генерал.
В 1865 году Митчелл, не имевшая университетского диплома (девушке он тогда вообще не светил), была приглашена преподавать в частный женский колледж в городе Покипси в штате Нью-Йорк, основанный в 1861 году Мэтью Вассаром и потому называющийся до сих пор Вассарским колледжем. Он существует и ныне, и учатся там студенты обоих полов.
Митчелл стала первой женщиной - профессором астрономии и заведующей обсерваторией колледжа. Ее харизма, энергия и научная компетентность привели к притоку студенток на факультет. Совсем не рассчитывая на то, что все они станут астрономами, она учила их научно мыслить и познавать окружающий мир. Митчелл фотографировала далекие планеты, в том числе Юпитер и Сатурн, с их спутниками, изучала туманности, солнечные затмения и другие небесные явления и объекты.
Она публиковалась в серьезных журналах и пользовалась большим авторитетом в академических кругах.
Резюме: открыть комету - дело упорства и отчасти везения.
А вот всё дальнейшее зависело уже от других качеств, присущих этой выдающейся женщине.
В США с 1902 года существует частная некоммерческая Ассоциация Марии Митчелл, штаб-квартира которой находится на ее родном острове Нантакет. В распоряжении Ассоциации - две обсерватории, музей естественных наук, аквариум, исследовательский центр и мемориальный дом Марии Митчелл.
Завидная судьба.
--
В моем последнем романе из космооперы "Хранительница" девушка-астроном Оллайя тоже открывает комету и называет ее семейной фамилией - Саонс. Но ее стремления не ограничиваются только астрономией, она изъявляет желание стать хронавтом...
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.
Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".