ИСПЫТАНИЕ ДУХОВ
Те, у кого нет Святого Духа или кто не прислушивается к Нему, легко и естественно впадают в формализм, заменяя безжизненными церемониями, таинствами, коленопреклонениями и ритуальными действиями свободное, радостное, живое поклонение, вдохновленное пребывающим в них Духом. Они поют, но не от души. Они произносят свои молитвы, но на самом деле они не молятся. «Я молился вчера вечером, мама», — сказал ребенок. «Но ты же молишься каждый вечер!» — ответила мать. «Нет, — сказал ребенок, — я обычно только произносил молитвы, но вчера вечером я действительно молился». И лицо его сияло. Он открыл свое сердце Святому Духу и, наконец, по-настоящему разговаривал с Богом и поклонялся Ему.
Но те, которые принимают Святого Духа, могут впасть в фанатизм, если не последуют повелению Иоанна, чтобы испытать духов, от Бога ли они (1 Иоанна 4:1).
Нам заповедано «пророчества не уничижать, все испытывать» (1 Фессалоникийцам 5:20-21). «Много лжепророков появилось в мире» (1 Иоанна 4:1) и, если возможно, они будут вводить нас в заблуждение. Итак, мы должны остерегаться. Как кто-то написал, мы должны «верить не всякому духу; не смотрите, не доверяйте, не следуйте всякому, называющему себя духом Божьим, исповедующему видение, вдохновение или откровение от Бога».
Чем интенсивнее жизнь, чем выше ее приоритеты, тем тщательнее ее следует охранять, чтобы она не подверглась опасности и не потеряла направления. Так обстоит дело в естественном мире, и точно так же в духовном мире.
Когда сатана больше не может убаюкивать людей религиозными колыбельными или удовлетворять их безжизненной формой, тогда он приходит как ангел света, вероятно, в лице какого-нибудь профессора или учителя религии, и пытается узурпировать место Святого Духа; но вместо того, чтобы открывать «всякую истину», он вводит неосторожную душу в смертельное заблуждение; вместо того, чтобы направить ее на дорогу святости и на путь совершенного мира, куда никогда не приходит хищный зверь, он ведет ее в пустыню, где душу, лишенную своих прекрасных одежд спасения, грабят, ранят и оставляют умирать, пока какой-нибудь добрый самаритянин с терпеливым состраданием и христоподобной любовью не пройдет этим путем.
I. Когда Святой Дух приходит во всей Своей полноте, Он лишает людей их самодовольства, гордыни и тщеславия. Они понимают, что являются великими грешниками и только ранами Иисуса они исцеляются; и с тех пор, пока они живут в Духе, их хвала в Нем и их слава на Кресте. Вспоминая глубокий ров, из которого они были избавлены, они исполняются нежной жалостью ко всем, кто сбился с пути; но, хотя они не умаляют грех и не относятся к нему снисходительно, они не спешат верить злу, а их суждения полны милосердия.
Судить не торопись других,
Их души, мысли ты не знаешь.
Ведь в Божьем сердце есть для них
Вся благодать. А ты бываешь
Суров, хотя давно бы духом пал и сдался
Там, где другой на Бога уповать старался.
Но человек, который был таким образом пойман сатаной, забывает свое прошлое жалкое состояние, хвалится своей праведностью и благодарит Бога за то, что он никогда не был таким, как другие люди; он начинает жаловаться на своих товарищей-служителей, подвергать их критике, используя резкие слова. Он перестает жалеть и начинает осуждать; он больше не предостерегает и не умоляет людей с нежной любовью, но быстро верит злу и выносит суждение не только об их действиях, но и об их мотивах.
Истинное милосердие не имеет ничего общего с делами тьмы. Оно никогда не называет зло добром, не закрывает глаза на беззаконие, оно так же далеко от резкого, осуждающего духа, как свет от тьмы, как мед от уксуса. Истинное милосердие скоро на осуждение греха, но полно спасительного, долготерпеливого сострадания к грешнику.
II. Тех, в ком обитает Святой Дух, отличает смиренный и способный к обучению ум. Они очень высоко чтят в любви тех, кто стоит над ними в Господе, и рады их наставлению. Они подчиняются друг другу в страхе Господнем, приветствуют наставление и исправление и больше почитают открытое обличение, чем тайную любовь (Притчи 27:5). Они верят, что Господу еще есть что сказать им, и они готовы и рады, что Он скажет это через кого пожелает, но особенно через лидеров и братьев. Хотя они не заискивают и не пресмыкаются перед людьми и не верят всему, что им говорят, обращаясь за доказательством к Писанию и Духу Божьему, но они верят, что Бог «поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефесянам 4:11-12); и, подобно Корнилию, они готовы слушать этих назначенных служителей и принимать от них слово Господне.
Но сатана стремится разрушить все это смирение духа и смирение ума. Тот, в ком началось его смертоносное дело, «в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Притчи 26:16). Он думает, что он мудрее всех своих учителей, и никто не может его научить. Одна из этих заблудших душ, ранее отличавшаяся скромностью и смирением, заявила о некоторых избранных Богом лидерах, чьи духовные знания и мудрость были признаны повсюду, что «все они знали о Святом Духе не больше, чем старый гусь». Некоторые из этих заблудших душ сильно беспокоили Павла, Лютера и Уэсли, чье служение сильно пострадало из-за них, но каждое великое духовное пробуждение, вероятно, будет в той или иной степени омрачено такими людьми; так что мы не можем переусердствовать, остерегаясь ложных духов, которые подделывают работу и водительство Святого Духа.
Именно огромное тщеславие побудило некоторых людей объявить себя апостолами и пророками, которых должны слушать все люди, иначе на них изольется гнев Божий; в то время как другие заявляли, что они живут в воскресших телах и не должны умереть; некоторые достигли такой степени фанатизма, что могли спокойно провозгласить себя Мессией или Святым Духом в телесной форме. Такие люди будут быстро отрицать непогрешимость Папы, в то же время провозглашая свою собственную непогрешимость и осуждая всех, кто ее оспаривает.
Святой Дух может вести к святому соперничеству в любви, смирении, братской доброте, самоотречении и добрых делах, но Он никогда не приводит людей к разрастающемуся тщеславию такого исключительного знания и высшей мудрости, что ближний уже никогда не сможет научить его чему-то.
III. Человек, исполненный Духа, терпит тех, кто отличается от него во мнениях и в учении. Он тверд в своих убеждениях и всегда готов с кротостью и страхом объяснять и защищать учения, которых он придерживается, если убежден, что они соответствуют слову Божьему, но он не осуждает и не предает проклятию всех, чье мнение отличается от его. Он рад верить, что люди часто лучше своих убеждений и могут быть спасены, несмотря на это; что подобно горам, чьи подножия залиты солнечным светом и покрыты плодородными полями и виноградниками, а их вершины покрыты темными облаками, так и человеческие сердца часто плодотворны в делах милосердия, в то время как их головы все еще омрачены доктринальными заблуждениями.
В любом случае, как «раб Господень», он не будет вступать в ссоры; но будет «приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тимофея 2:24-26).
Но когда сатана придет как ангел света, он под видом любви и верности истине внесет дух нетерпимости. Именно этот дух распял Иисуса; сжег Гуса и Кранмера на костре; повесил Савонаролу; вдохновил на убийство Варфоломея и ужасы инквизиции; и это тот же самый дух, в более мягкой, но, возможно, более искусной форме, который закрывает глаза многим исповедующим христианство на любое добро в тех, кто отличается от них в доктрине, формах поклонения или методах управления. Он убивает любовь, чтобы защитить то, что часто слепо называют истиной. Что такое истина без любви? Мертвая вещь, обременение, буква, которая убивает!
Тело необходимо для нашей жизни в этом мире, но жизнь может существовать и в страшном и даже изуродованном теле; и такое тело, в котором есть жизнь, лучше самого совершенного тела, которое представляет собой только труп. Итак, хотя истина наиболее драгоценна, а здравое учение ценится выше серебра и золота, любовь может существовать там, где истина не представлена в ее наиболее совершенных и полных формах, и любовь — это единственное, что необходимо.
Ибо шире любовь Бога,
Чем плотской наш бренный ум.
Нет сильней того залога,
В доброте что дал нам Он.
IV. Святой Дух порождает дух единства среди христиан. Люди, которые сидели за своими сектантскими заборами в самодовольной непринужденности, или гордом безразличии, или прозелитском рвении, или мрачном неповиновении, внезапно поднимаются над этим забором и обретают приятное общение друг с другом, когда Он входит в их сердца.
Они наслаждаются обществом друг друга; каждый из них почитает других выше себя и в почтении предпочитает других себе. Они претворяют в жизнь идеал псалмопевца: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Псалом 132:1). Вот картина единства христиан в самом начале в Иерусалиме: «И исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деяния 4:31-32). Это было идеально! И поскольку идеал был достигнут однажды, его можно достичь и сохранить снова, но только благодаря пребыванию Святого Духа. Именно для этого Иисус излил Своё сердце в Своей великой ходатайственной молитве, записанной в Иоанна 17, как раз перед Своим арестом в Гефсиманском саду. Он говорит: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино». И каков был стандарт единства, к которому Он хотел, чтобы мы пришли? Вот он: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня». Такое единство имеет чудесную силу заставить мирских людей уверовать. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоанна 17:21-23). Дивное единство! Дивная любовь!
К этому вечно стремится Его благословенное сердце, и именно ради этого Дух Святой действует в сердцах принимающих Его. Но сатана всегда стремится разрушить эту святую любовь и божественное единство. Когда он приходит, он возбуждает подозрения, возбуждает раздоры, угашает дух ходатайственной молитвы, порождает злословие и вызывает разделения.
Перечислив различные христианские благодати и призывая колоссян облечься в них, Павел добавляет: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колоссянам 3:14). Любовь была поясом, который связывал и скреплял их вместе; и поэтому любовь — это связь, которая объединяет истинных христиан.
Божественная любовь — это великое испытание, которым нам предстоит испытать себя и всех учителей и духов.
Любовь не пылкая. Любовь не фанатичная. Любовь не нетерпимая. Любовь не раскольничья. Но любовь, которая верна Иисусу и всему Его народу. Если эта любовь излилась в наши сердца Святым Духом, мы различим голос нашего Доброго Пастыря и не будем обмануты голосом незнакомца; и таким образом мы будем спасены как от формализма, так и от фанатизма.