Предупреждение: в статье будут спойлеры для тех, кто еще не читал книгу, но собирается ее прочитать.
Хочется поговорить о произведении, отражающем эпоху Великой Депрессии – «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», и его экранизации.
Этот небольшой роман был выпущен в 1935 году, как раз в разгар американского кризиса. В центре событий – танцевальный марафон, на который слетались жители всех штатов в надежде выиграть большую по тем меркам сумму денег. Лихо закрученный динамичный сюжет, драма и интрига, кто же в конце победит, - все в наличии. Так получилось, что я сперва посмотрела фильм, а потом прочитала книгу, поэтому мои впечатления расположатся именно в таком распорядке. Кроме того, многие моменты в кино и романе существенно различаются.
Фильм снят в 1969 году режиссером Сидни Поллаком; в главных ролях – Джейн Фонда (Глория Битти) и Майкл Саразин (Роберт Сайвертон). Глория – неудачливая актриса-статистка, склочная, циничная, при этом – красивая, боевая, активная, так сказать, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Роберт – робкий романтичный юноша, «каблук», если угодно. Судя по главным героям, картина явно отдает фем-повесточкой: Глория крутит Сайвертоном, как хочет (правда, не всегда крутит именно в плохом смысле – нередко и во «вдохновительном»), и пожилого танцора на себе тащит, когда тот был не в силах двигаться дальше, в общем, молодца. Интересны и второстепенные герои: тот самый морячок Гарри (Рэд Беттонс), ожидающая ребенка пара Руби (Бонни Беделиа) и Джеймс (Брюс Дерн), актриса Элис (Сюзанна Йорк) и конферансье Рокки (Гиг Янг). Всем перечисленным (кроме Рокки) сопереживаешь – и умершему во время смертельной гонки Гарри (главное – Первую мировую войну пережил, а марафон – нет), и сошедшей с ума Элис, и Руби, вынужденной на 6-ом месяце беременности по требованию мужа прыгать и скакать (ну, случится выкидыш – на все воля Божья!), и Глории, подставившей себя под дуло пистолета от безысходности и обмана, и Роберту… который глубоко понял свою партнершу, да так глубоко, что лишил ее жизни по ее же просьбе.
Спустя некоторое время я добралась до книги. Как я написала выше, многие моменты отличаются, да и персонажи тоже. Взять хотя бы Глорию: от киношной там только цинизм и сварливость, а в целом это очень унылая героиня, да еще и «некрасавица», так что ни о каком таскании Сайвертона и морячка за спиной не может идти речи. Роберт Сайвертон (в книге – Сайвертин; к слову, именно от его лица ведется повествование) чем-то мне напомнил Мерсо из «Постороннего» Камю: такой же мистер невозмутимость, но далеко не каблук, так как несколько раз довольно грубо осаживал Глорию за ее поведение. Так что «фем-повесточкой» в книге даже и не пахнет.
В общем, о различиях по порядку. Упоминать буду преимущественно книгу.
1) В фильме Глория и Роберт знакомятся прямо перед началом марафона: мисс Битти переживает, что ее партнер заболел, и его исключают, и тут в здание совершенно случайно заходит Роберт…
В книге они знакомятся на автобусной остановке рядом с «Парамаунт Пикчерз» и, немного пообщавшись, решают вместе участвовать в марафоне, на котором заводят дружеские отношения с Руби и Джеймсом Бейтсами, ожидающими ребенка. Правда, эти отношения позднее портятся из-за поведения мисс Битти.
2) В книге отсутствует морячок Гарри Клайн, и там нет даже прототипа. Актеров Элис Лебланк и Джоэла Жирарда там тоже нету, зато есть Джеки Миллер и ее партнер Марио Петрони – преступник, которого арестовали прямо на марафоне (интересненько). В принципе, как прототип Элис можно отметить брюнетку Лилиан, пытающуюся пробиться в актрисы.
3) Роберта соблазняет девица по имени Мэйбл, Глория тоже с кем-то валяется (возможно, с Рокки, как в фильме, но не забываем, что повествование ведется от лица Роберта, поэтому сей пикантный факт остался за кадром), но пара не обижается за это друг на друга и продолжает вместе танцевать.
4) Бежать кросс можно было по одиночке (пока, допустим, одному из партнеров оказывают медицинскую помощь), а в фильме один непременно тащил за собой другого. Ну и, как я уже писала, сама Глория никого не тащила, а Роберт тащил ее.
5) Для привлечения зрителей была сыграна «фиктивная» свадьба между девушкой Женевьевой и капитаном и еще двумя участниками. Еще там появляется председательница лиги матерей миссис Хигби, которая пытается запретить марафон, считая участие в нем аморальным. Глория неплохо так поругалась с этой Хигби.
6) В книге покровительница Глории и Роберта, миссис Лейден, откровенно терпеть не может Глорию и уговаривает Роберта порвать с ней.
7) А уж окончание марафона так вообще. Во время импровизированной свадьбы бармен (или как там их называли в то время) стреляет в другого, пуля оказывается шальной и убивает… миссис Лейден. Поэтому марафон… отменяют. Его хозяин, Рокки, делит денежный приз поровну между оставшимися участниками, что вызывает лютый, а, главное, самоубийственный когнитивный диссонанс у Глории.
Фильм мне понравился больше, чем книга (хотя на арест прятавшегося от правосудия преступника я бы тоже посмотрела). Там уделено внимание не только Глории и Роберту, но и другим персонажам (хотя в книге Роберт, раз он рассказчик, не мог знать так хорошо о других, как режиссер в фильме, но все же), показано отчаяние, сумасшествие, смерть, а не только измены. Да и причина, из-за которой главные герои снялись с конкурса, мне видится более трагичной (в фильме) – столкнуться с обманом, узнать, что получишь только половину приза, потому что, видите ли, содержание на конкурсе обходится дорого, а заявлено об этом нигде не было!.. А самая-самая концовка? Как, наверняка, многие зрители гадали, кто же победит… Ведь победителя-то мы так и не узнали! Я бы, конечно, хотела, чтобы это была Руби, за счет неравных условий. Но кто знает… может, конкурс отменили и в кинореальности…