Фильм Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка" - нетипичная для Голливуда история, как из долгостроя длиной в 30 лет и катастрофического провала получилась киноклассика.
Не нуждается в доказательствах тот факт, что Голливуд – это бизнес. Разумеется, с приставкой "кино-" – но о успешность того или иного проекта здесь оценивается по вполне конкретным показателям. Это либо прибыль от кассовых сборов, либо престижные награды (в первую очередь "Оскар"), которые создают кинокомпании и режиссёру позитивную репутацию – её впоследствии тоже конвертируют в деньги.
Если фильм не добивается успеха ни по одному из этих показателей, перед нами, по голливудским меркам, либо неудача, либо провал. Но тем и примечательны любые правила, что из них иногда случаются исключения – и фильм Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка" именно такой пример. Пример неудачи по всем фронтам, которая в итоге считается одним из главных шедевров знаменитого режиссёра.
Ни прибыли, ни наград
Начнём с самого очевидного – с денег. Тут провал фильма, посвящённого брутальным страницам истории США XIX века, настолько бросается в глаза, что становится даже неудобно.
Глаз продюсера, особенно голливудского, начинает нервно дёргаться уже тогда, когда ему сообщают о превышении производственного бюджета фильма в период съёмок. С "Бандами Нью-Йорка" именно это и случилось – отметка в 83 миллиона долларов, которые были выделены на создание потенциального блокбастера, была преодолена в тот момент, когда до команды "Стоп! Снято!" было ещё очень далеко.
Начались судорожные попытки сократить издержки – так, Мартин Скорсезе ради возможности снять фильм своей мечты отказался от гонорара. Снизил свои финансовые аппетиты и Леонардо Ди Каприо. В итоге на создание картины ушло 100 миллионов долларов. Ещё 35 миллионов составили рекламные издержки. Суммарные расходы в 135 млн долларов – и катастрофические сборы в 194 миллиона. С учётом доли кинотеатров и налогов убытки продюсеров "Банд Нью-Йорка" составили свыше 50 миллионов долларов.
Конечно, потеря такой суммы было очень неприятной. Однако впереди маячила перспектива триумфа на премии "Оскар". Казалось бы, для того, чтобы загребать все награды киносезона экскаваторным ковшом, у "Банд Нью-Йорка" на руках были все козыри. Мартин Скорсезе в качестве режиссёра. Находящийся на пике популярности после "Титаника" Ди Каприо в главной роли. Пускай на тот момент не слишком известный широкой аудитории, но уже почитаемый коллегами как гений Дэниел Дэй-Льюис во второй ведущей роли. Чего ещё желать?
Видимо чего-то всё-таки не хватило – потому что при 10 (!) оскаровских номинациях фильм не получил ни одной (!) статуэтки. Но вот удивительно дело: при таких катастрофических показателях картина сразу после премьеры обрела статус классики современного кино. "Банды Нью-Йорка" неизменно называются в числе лучших фильмов Скорсезе. Как это работает?..
Проект длиною в 30 лет
Особое значение сомнительные показатели картины наверняка имели для режиссёра – ведь создание фильма растянулось для Скорсезе на 30 лет. Началось всё зимой 1970 года, когда ещё молодой и неизвестный режиссёр итальянского происхождения случайно взял в руки документальную книгу Герберта Осбери "Банды Нью-Йорка" (1928), повествующую о лихой криминальной жизни будущего мегаполиса в 1850-60-х годах. Повествование настолько увлекло Скорсезе, что он сразу решил экранизировать эту историю.
Правда, пришлось подождать несколько лет, добиться в Голливуде успеха, снять прославившие его фильмы "Грязные улицы" и "Таксист" – и лишь в 1977 году официально заявить о запуске производства "Банд Нью-Йорка". Скорсезе уже начал писать сценарий и рассматривать кандидатуры актёров – и тут один за одним посыпались финансовые провалы авторских фильмов (например, "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы). Продюсеры стали наотрез отказываться от серьёзных крупнобюджетных проектов – и "Банды Нью-Йорка", права на экранизацию которых Скорсезе уже купил, были "заморожены".
Мэл Гибсон – вместо Ди Каприо?
Затем режиссёр ещё дважды предпринимал попытки возродить проект. Первый раз – на рубеже 1980-х и 1990-х. Тогда на главные роли рассматривались Мэл Гибсон (роль Амстердама Валлона) и Уиллем Дефо (образ Билла Мясника), однако не удалось найти бюджет. В конце 1990-х третья попытка увенчалась успехом, хотя без нервотрёпки тоже не обошлось. Никак не "срасталось" с исполнителем роли Билла.
Отличным вариантом был Роберт Де Ниро – но у того как раз в эти годы начались неприятности с правоохранительными органами Европы. Основные же съёмки были запланированы в Риме и Де Ниро отказался лишний раз рисковать и появляться в Старом Свете. Затем возник не менее интересный расклад – предъявить публике в роли отъявленного харизматичного злодея… Тома Хэнкса, обладавшего исключительно позитивным имиджем. Актёру очень понравился сценарий и предлагаемый персонаж – но Хэнкс отказался ради съёмок в гангстерской драме "Проклятый путь".
В итоге Скорсезе сумел найти и актёров, и бюджет, и построить в Риме копию старинного Нью-Йорка – и 30 августа 2000 года начались долгожданные съёмки.