Что это я всё о детях и о детях. Расскажу, пожалуй, о себе и об одном из направлений моей профессиональной деятельности - о любимом русском языке.
Это была далеко не любовь с первого взгляда. Чувство росло и крепло с годами.
Я довольно рано начала читать. Очень долго читала по слогам, но никак не могла соединить их в слово. И вот однажды вечером, прочитав МО-ЛО-КО, я наконец ответила правильно на вопрос родителей «ну и какое слово-то получилось?» Мне почему-то запомнилось, что это было накануне их поездки в Москву, и в награду за мои читательские успехи они привезли мне входившую тогда в моду Барби со сгибающимися коленями и локтями. Может быть, это было совсем не взаимосвязано, но моя память хранит этот эпизод именно в таком виде, и мне приятно думать, что так оно и было.
Я хорошо училась в школе и всегда участвовала в олимпиадах по основным предметам, но не могу сказать, что питала какую-то особую любовь к русскому. Как и у всех детей, у меня было много вопросов к тому, кто придумал эти «дурацкие» правила и особенно исключения из них!!!
Моим первым учителем русского языка стал, как ни странно, мой папа. Инженер по образованию, он всегда очень грамотно писал и интересно мыслил. Он разносил в пух и прах мои сочинения, а любимым его «издевательством» надо мной был один, на самом деле, прекрасный метод обучения, о котором я не могу не рассказать.
Я приносила папе черновик со своим очередным опусом, он подолгу его изучал и резюмировал:
— Пять ошибок. Где именно - иди ищи сама!
И я шла. Через полчаса находила три из пяти. Умоляла папу подсказать, где оставшиеся ошибки, рыдала, истерила. Мама хваталась за валерьянку и начинала уговаривать папу вместе со мной. Но он был неприступен - «пусть ищет сама!»
Через полчаса страданий я обнаруживала еще одну ошибку. Но последнюю не могла найти никак! Ну вот никак! После моих долгих мытарств папа смягчался и тыкал пальцем в место, где должна стоять запятая. Как правило, оказывалось, что это какой-нибудь деепричастный оборот, который мы, учась в 5 классе, ещё не проходили…
Может быть, кому-то покажутся слишком строгими такие способы обучения, но я благодарна за эти уроки и всю жизнь считаю, что таким образом в меня была заложена основа пусть ещё не любви, но уважения к своему языку.
Этим методом я сейчас пользуюсь в своей репетиторской практике. Он имеет результат. Проверено годами.
Следующим очень важным вектором на пути любви (уже любви) к языку стал учитель, пришедший к нам в качестве классного руководителя и педагога по литературе и русскому. Зовут ее Ирина Никандровна Циликова. Мы по сей день общаемся в соцсетях, я всегда помню об этой удивительной женщине и остаюсь благодарна ей. Несмотря на ее молодость и наш переходный возраст (это был 6 или 7 класс, насколько я помню), ей тогда удалось заинтересовать нас родным языком.
Мы много читали, разговаривали, обсуждали произведения. Вместе ездили в Болдино и просто очень интересно проводили время на уроках. Именно тогда я полюбила книги и научилась писать сочинения. К сожалению, Ирина Никандровна проработала с нами совсем недолго. Но точно оставила след в каждом из нас.
Осознать всю красоту и прелесть языка и оценить настоящее значение классической русской литературы я смогла гораздо позже, поступив в театральное училище. Во-первых, это был уже совсем другой возраст (я училась там с 15 до 19 лет), а во-вторых, у нас были потрясающие наставники. Нашим педагогом по русской литературе была директор училища, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода, несравненная, божественная Татьяна Васильевна Цыганкова (царствие небесное).
Человек, который в своём уже немолодом возрасте (ей тогда было около 75 лет) знал наизусть «Евгения Онегина» целиком. Это была интеллигентнейшая женщина с тонким чувством юмора и железным характером. Мы слушали ее, открыв рот. Я не могла не проникнуться классической русской литературой и языком, на котором были написаны эти произведения - с такой любовью Татьяна Васильевна вела свои лекции. Это было незабываемое время! Низкий поклон и вечная память невероятному человеку!
По окончании театрального училища я параллельно с актёрским факультетом консерватории училась на филфаке Университета имени Лобачевского. Мне снова повезло с педагогом! Современный русский язык нам преподавала «гроза» всех студентов - кандидат филологических наук Лаврова Наталия Николаевна. По преданию «старшаков» оценку выше «удовлетворительно» получить у неё было невозможно.
Хотя на тот момент я не была сильна в теории, благодаря чтению классики грамотно писала и потому практические задания щёлкала, как орешки.. Но термины и правила специально зубрить мне тоже не приходилось, главное было понять , а суть я легко запоминала на интереснейших лекциях Натальи Николаевны просто со слов. Помню, накануне экзамена я прогуливалась по магазинам, чем очень удивляла звонивших мне одногруппников, пытавшихся что-то разобрать в лекциях про «экспрессивный синтаксис» и «постфикс».
Сейчас буду хвастаться, но оговорюсь, что это, по большей части, не про меня, а про то, с каким богатым багажом я пришла на филологический факультет благодаря всем своим педагогам и, соответственно, как легко мне было воспринимать в этих условиях новые знания. В моём дипломе в графе «современный русский язык» стоит отметка «отлично», а на одном из текущих экзаменов торжествующая Наталия Николаевна («ну наконец-то, хоть кто-то понимает язык!») даже нарисовала в моей зачетке «превосходно». Разумеется, ни на какое «превосходно» язык я не знала, да и сейчас, конечно, не знаю. Просто уже тогда я по-настоящему любила его (это было заметно по моему воодушевленному ответу), преподавателю данный факт, видимо, очень льстил, и она захотела каким-то образом это выделить.
Благодаря всем полученным по жизни знаниям в области языка после университета я начала преподавать русский школьникам. Разумеется, какие-то приёмы и навыки в этом деле я взяла от своих наставников. Но главное, что я пытаюсь сделать, как они - влюбить ребят в родной язык, показать его красоту и прелесть, научить чувствовать его и понимать, а не просто зазубрить правила! Если хоть кто-то из учеников проникнется его глубиной и мощью, то мои усилия не напрасны!