Найти в Дзене
Московская газета

Российские авиакомпании выкупают самолёты. Не обошлось без ФНБ?

   Российские авиакомпании выкупают самолёты. Не обошлось без ФНБ?
Российские авиакомпании выкупают самолёты. Не обошлось без ФНБ?

Как сообщил собеседник «Московской газеты», некоторые российские авиакомпании уже запустили механизм выкупа воздушных судов у иностранных владельцев с помощью финансового лизинга и еще несколько намереваются воспользоваться этим механизмом. Эксперты объяснили, что такое финансовый лизинг и в чем его необходимость для российских авиаперевозок

«Уральские авиалинии» подписали договор финансового лизинга на 17 лет с подконтрольной Росавиации «НЛК-Финанс», чтобы постепенно перевести в свою собственность 19 самолётов Airbus, передают «Ведомости». В ходе согласования сделки было отменено требование «НЛК-Финанс» о ежегодном перечислении в адрес компании 30-40% чистой прибыли «Уральских авиалиний», отмечает издание.

Финансовый лизинг является операцией по приобретению в собственность имущества, которое затем сдают во временное владение и пользование на длительный срок, примерно соответствующий сроку эксплуатации и амортизации данного имущества, рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Особенность финансового лизинга в том, что он является трехсторонним: по заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у сторонней компании необходимые лизингополучателю товары и сдает их ему в лизинг на длительный срок. За время действия договора между лизингодателем и лизингополучателем первый за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от этой сделки. В данном случае компания «НЛК-Финанс» выкупает самолеты на себя и сдает их авиакомпании в лизинг, а авиакомпания осуществляет лизинговые платежи в течение длительного срока, то есть постепенно выкупая самолеты и по окончании выплат они переходят в ее собственность. Данная схема привлекательна для перевозчика тем, что ему не надо сразу платить за самолеты большую сумму: он может регулярно платить некоторую сумму, которая не будет обременительна для его финансового положения», — рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

На мировом рынке существует два основных формата лизинговых соглашений – финансовый лизинг и операционный, отметил в беседе с «Московской газетой» авиаэксперт, главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Финансовый лизинг подразумевает, что по окончании срока лизинга воздушные суда переходят в собственность лизингополучателя. В операционном лизинге воздушные суда остаются в собственности лизингодателя. Обычно в операционный лизинг воздушное судно берут на срок от 3-4 до 6 лет. После этого самолёт можно либо вернуть лизинговой компании, либо оформить следующий аналогичный лизинг. Если говорить о финансовом лизинге, то здесь средний срок – минимум 10-12 лет, максимум – более 15. То, что мы видим в случае «Уральских авиалиний», это договорённости на большой срок, что, видимо, оправданно, учитывая приемлемую сумму месячного платежа. Есть особенности сделки, о которых мы судить не можем. Мы не знаем, какова здесь реальная эффективная процентная ставка», — заметил Олег Пантелеев.

По словам авиаэксперта, главный смысл этой сделки состоит в том, чтобы дать самолётам «Уральских авиалиний» возможность летать в Китай, Турцию и другие нейтральные страны.

«На российском рынке сказалось введение санкций, это привело к тому, что зарубежные лизинговые компании не имеют возможности легально сотрудничать с российскими перевозчиками, — пояснил Олег Пантелеев. — И это вызвало ряд вопросов. Для того, чтобы выполнять полёты по международным направлениям в ряд нейтральных стран, нужно, чтобы самолёт находился в одном единственном реестре. А большая часть нашего авиапарка находилась раньше в реестрах третьих стран. В первую очередь, на Бермудских островах. Для того, чтобы после введения санкций эти самолёты можно было эксплуатировать, а российские авиационные власти могли нести ответственность за поддержание лётной годности этих самолётов, Росавиация провела их перерегистрацию у себя в российском реестре гражданских воздушных судов. Но дерегистрировать их из бермудского реестра можно только по заявлению владельца воздушных судов – иностранной лизинговой компании. И вот сложилась ситуация, когда эти самолёты физически находятся в России, но летать, например, в Китай или Турцию на этих самолётах нельзя. Но если реализована схема, когда российская компания, в данном случае «НЛК-Финанс», выкупает эти самолёты на тех или иных условиях у иностранной лизинговой компании, то российская компания, может обратиться к властям Бермудских островов с требованием провести дерегистрацию воздушных судов, после чего они будут иметь только одну регистрацию, и это откроет им возможность выполнения полётов, в том числе в те страны, куда нельзя летать с двойной регистрацией. При этом самолёты будут свободны от рисков ареста в третьих странах, потому что будут полностью принадлежать российской стороне».

Какие ещё российские авиакомпании сейчас занялись выкупом западных воздушных судов?

«В случае с «Аэрофлотом» под эту сделку удалось привлечь немалую сумму из ФНБ (Фонд национального благосостояния, — прим. авт.), и, насколько я понимаю, в этой сделке было меньше требований на тот счёт, какую сумму от стоимости воздушного судна нужно внести в качестве депозита. Когда заключается лизинговое соглашение, нужно сделать начальный платёж: если в нормальном рынке первый депозит может быть 15-20% от стоимости судов, то сейчас, судя по публикациям в СМИ, речь идёт о 40%. О намерении выкупать воздушные суда заявляли также авиакомпании I fly и S7. На каких условиях удастся договориться, пока сказать сложно», — рассказал руководитель «Авиапорта».

Между тем ранее заместитель министра транспорта Игорь Чалик опроверг предположения о преференциях «Аэрофлоту», сообщив об одинаковых условиях выкупа самолетов для всех авиакомпаний.

Во сколько обойдётся российским авиакомпаниям выкуп воздушных судов у зарубежного владельца?

«Шли серьёзные переговоры, в которых компания «НЛК-Финанс» старалась снизить цену, по которой получат самолёты у зарубежного владельца. Здесь надо понимать, что, если бы иностранные компании просто избавились от этих активов, они, возможно, получили бы большие убытки. Трудно сказать, насколько рыночны те условия, на которых «НЛК-Финанс» получила эти самолёты от зарубежной стороны. В этом уравнении слишком много неизвестных», — заключил Олег Пантелеев.