- Актёры и персонажи.
- Итог: это – отличное кино. И в очередной раз Кристофер Нолан снял шедевр, подтвердив свой статус одного из лучших режиссёров современности. Немного депрессивный, трёхчасовой фильм, построенный исключительно на диалогах, захватывает полностью, хотя для полного осознания происходящего надо понимать политику тех лет. Закончу рецензию словами самого Роберта Оппенгеймера: «Я стал смертью, разрушителем миров»!
Кто бы мог предположить, что две главные премьеры этого лета – мелодраматическая комедия «Барби» и биографическая драма «Оппенгеймер» (к слову, являющаяся экранизацией романа Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея») удивительным образом обманут зрительские ожидания, оказавшись совершенно не теми картинами, какими могли показаться на первый взгляд. Например, если вместо предполагаемой сказки «Барби» представляла собой очередное феминистическое кино, рассуждающее о теме патриархата, то внушительный опус Кристофера Нолана сложно назвать стандартным байопиком не только из-за нелинейной хронологии событий, но и из-за сосредоточения на судебных процессах 1954 и 1959 годах. Из-за этого противоречивой фигуре самого Оппенгеймера, представленным в контексте фильма более однополярным, уделено не так много времени. Соответственно, слухи о возможных связях «отца атомной бомбы» с СССР, запятнавшие его репутацию, остаются в пределах одного кабинета. Ну, а признание его заслуг в 1963 году продемонстрировано вскользь, потому что фильм Кристофера Нолана старается охватить три самые важные события в биографии Роберта Оппенгеймера!
Итак, сюжет сосредоточен вокруг трёх периодов жизни создателя атомной бомбы, а нелинейное повествование позволяет не потерять «нить сюжета» той или иной линии. Первая – становление Оппенгеймера от обычного студента до преподавателя в Беркли, а позже возглавившего «Манхэттенский проект». Вторая происходит в 1954 году, представляя собой слушание Комиссии по атомной энергии США, когда Оппенгеймеру был закрыт доступ к секретной информации. Третья, показанная в чёрно-белом цвете, датируется 1959 годом, когда должно произойти назначение американского бизнесмена Льюиса Штраусса на пост министра торговли.
Несмотря на то, что в «Оппенгеймере» отсутствует привычная фабула любого биографического фильма - отсутствие хронологического порядка, и это воспринимается неоднозначно. А именно, структура повествования равномерно распределяет значимость событий, не выделяя никакое из них. Но при этом действие лихорадочно переносится из одного отрезка времени в другой, обесценивая появляющиеся сюжетные линии, и поэтому превалирующая часть жизни великого физика показана словно фрагментарно! Также Нолан избавляет зрителя от доскональных подробностей построения бомбы, словно ему больше импонирует внутренний мир Оппенгеймера, показанный интересным образом – события фильма сопоставляются со вспышками огня - олицетворение его нервозности. В «Оппенгеймере» впервые за всю фильмографию режиссёра присутствует любовная линия, но постановщик будто игнорирует её, задвигая на второй, а то и третий план. Выходит, что у женских персонажей – Китти Оппенгеймер, которую сыграла Эмили Блант, и Джин Татлок в исполнении Флоренс Пью, катастрофически мало экранного времени, и эти любовные арки ощущаются неискренне, хотя в том же «Интерстелларе» Кристофер Нолан пытался дать научное объяснение термину «любовь». Видно, что постановщик всеми силами хотел избежать обычный подачи материала, что приводит к довольно равномерному темпу, ведь «Оппенгеймер» способен удерживать внимание зрителя на протяжении трёх часов в то время, как в старых баойпиках (вроде «Ганди») присутствовали антракты. Безусловно, «Оппенгеймер» является одной из лучших работ режиссёра, которая местами напоминает не только его прошлые проекты (смещённый фокус на науку, как и в «Интерстелларе»), но и классическую юридическую драму («12 разгневанных мужчин»). Единственное, что хотелось бы отметить, Нолану не удалось передать всю тяжесть осознания Оппенгеймером разрушительной силы его изобретения – сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки.
Киллиан Мёрфи – гений! Его Оппенгеймер скуп на эмоции, немного холоден, а романтические отношения сразу с двумя женщинами являются, скорее, отталкивающим фактором, хотя при всей своей неоднозначности, постановщик будто пытается оправдать его, противопоставляя ему бизнесмена Льюиса Штраусса, блестяще сыгранного Робертом Дауни мл. В одном из интервью Нолан говорил, что при создании Оппенгеймера вдохновлялся «Амадеусом», поэтому в его интерпретации протагонист является Моцартом из мира физики. Однозначно, актёрский состав впечатляет, ведь складывается впечатление, что на съёмках картины побывала значительная часть Голливуда, хотя большей части достались эпизодические роли. Например, молодые актёры Нат Вулф, Джек Куэйд и Маттиас Швайгхёфер – словно массовка; у Густафа Скарсгарда, Дилана Арнольда, Давида Дастмалчяна экранного времени было немного больше, как и у Рами Малека и Дэйна ДеХаана, но их персонажи одномерные; мастодонтам – Кеннету Бране, Гари Олдману, Мэттью Модайну и Джеймсу Римару – небольшие, но сильные монологи!
Сцена взрыва атомной бомбы на полигоне – одна из самых ярких и запоминающихся за весь год! Музыкальное сопровождение, являющееся соотношением полного отсутствия звука и невероятного грохота, в какой-то мере, отражает внутреннее состояние протагониста.
Актёры и персонажи.
Дж. Роберт Оппенгеймер – Киллиан Мёрфи;
Льюис Штраусс – Роберт Дауни мл.;
Китти Оппенгеймер – Эмили Блант;
Лесли Гроувс – Мэтт Дэймон;
Джин Татлок – Флоренс Пью;
Альберт Энштейн – Том Конти.
Итог: это – отличное кино. И в очередной раз Кристофер Нолан снял шедевр, подтвердив свой статус одного из лучших режиссёров современности. Немного депрессивный, трёхчасовой фильм, построенный исключительно на диалогах, захватывает полностью, хотя для полного осознания происходящего надо понимать политику тех лет. Закончу рецензию словами самого Роберта Оппенгеймера: «Я стал смертью, разрушителем миров»!
Благодарю за прочтение! Всем добра!
#кино#фильмнавечер#новинкакино#фильм2023#драма#байопик#экранизация#реальнаяистория#основанонареальныхсобытиях