В современном мире слово «война», к сожалению, употребляется гораздо чаще, чем хотелось бы каждому живущему на Земле. Не может не огорчать и тот факт, что в связи с уходом тех, кто когда-то отстоял мир, всё больше стали говорить о войне люди, никогда не воевавшие, а потому воспринимающие войну как компьютерную игру, а не реальную жизнь, в которой нет ничего условного и жизнь возродить из пепла нельзя.
Литература, будучи зеркалом отражения жизни, мимо военной темы не проходила никогда. Очень важно, чтобы современное поколение школьников знало и никогда не забывало имена тех, кто не понаслышке знал, к чему приводят игры в мировое господство и какие следы в сердцах и умах людей оставляет война.
Вниманию учителей представляется проект проведения классного часа, рассчитанный на разные возрасты учащихся.
Музыкальное вступление. На его фоне звучит голос за кадром
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...
Ведущий
Эти стихи принадлежат перу нашего современника – поэту Сергею Орлову.
Ведущий
В 2020 году наша страна отметила 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но военная тема до сих пор остается актуальной.
Ведущий
Мы по-прежнему живем в тылу той Войны. Та война уходит от нас все дальше, но каждое новое поколение входит в эту жизнь благодаря Победе.
Ведущий
Мир жив, потому что более семи десятков лет назад земля, по которой мы сегодня ходим, была полита кровью миллионов наших дедов и прадедов.
Ведущий
Цена любой победы на войне всегда высока. Цена эта – человеческая жизнь, которую отдают, не задумываясь, ради будущего, ради тех, кто еще не родился.
Ведущий
Время отдаляет от нас события тех тяжелых для всей страны и для каждого ее жителя дней. Но есть хранители времени. Это – книги.
Писатели, поэты-фронтовики…Они работали военными корреспондентами, они меняли ручку на винтовку и уходили на фронт. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой.
Ведущий
По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы...
Голос за кадром
Ты прости, что письмо, торопясь,
отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка, -
дневник
И как штурман - журнал...
Вот опять начинается...
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл?
Ты не знаешь, мой друг,
что такое война...
Это вовсе не дымное поле
сражений,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое
отраженье.
Это изо дня в день лишь
блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного
обстрела,
Это боль головная, что ломит
висок,
Это юность моя, что в окопах
истлела.
Ведущий
В начале войны наша страна несла колоссальные потери. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте, был среди тех, кто первым принимал удар на себя.
Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине...
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Ведущий
У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живые. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать свист пуль над своей головой, понимать, что жизнь может оборваться в любую минуту.
Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной.
Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.
Ведущий
О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт, ставший народным. Десятки его стихотворений стали удивительными песнями. Через все его произведения проходит образ главного героя, творца победы – простого солдата, пережившего горе, разочарование судьбой, но не отступившего, не повернувшего назад.
Ведущий
Константин Симонов. Еще до сорок первого года он внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Ведущий
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу. Ведь так важно для каждого осознавать, что в него верят, на него надеяться, его ждут, ждут даже тогда, когда уже никто не ждет.
Ведущий
Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли
с войны,
В том, что они - кто старше, кто
моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же,
все же...
СМЕНА ВЕДУЩИХ
Ведущие 2
Сколько их – не вернувшихся домой, отдавших свои жизни за своих детей, за своих близких, за свою Родину. Но остались их письма, их живые подлинные слова, звучащие с такой силой, которую не возможно пересилить.
Ведущие 2
Это слова, сказанные перед казнью, это прощальные письма, это завещания погибших живым. Слова, нерасторжимо связавшие прошлое и будущее.
Голоса этих погибших героев никогда не умолкнут, как бы далеко не отодвинулось время. Это великое свидетельство мужества и веры в Победу.
Ведущие 2
Письма тех, кто не вернулся – это написанная кровью история войны. Такая история обходится без сводок, без карт, без схем. Она проходит через сердце каждого, она символ и залог будущей жизни, она твердая вера в высокую духовную пробу личности.
Ведущие 2
Юрий Крымов. Создатель таких популярных в тридцатых годах романов, как «Танкер “Дербент”» и «Инженер», писатель, известный журналист. В первые же дни войны добровольцем ушел на фронт, стал военным корреспондентом.
Ведущие 2
Он погиб 20 сентября 1941 года в районе села Богодуховка Полтавской области. Сотрудники военной газеты оказались в окружении и были вынуждены вступить в бой. На рассвете следующего дня их тела нашли местные жители, они же и стали хоронить павших. В кармане гимнастерки было найдено недописанное письмо Юрия Крымова жене.
«Дорогая моя!
Давно я не писал тебе, так как отправить письмо все равно не было бы возможности. Нет ее и сейчас. Но мне почему-то кажется, что оно все равно как-то дойдет до тебя, а ненаписанное – исчезнет бесследно.
Сейчас глубокая ночь. Вокруг меня в полной выкладке спят мои товарищи: в шинелях, затянутые в ремни, обнимая винтовку. Напротив меня – комиссар. Он так же, как и я, не спит четвертую ночь.
Всюду, куда ни ткнись, немецкие танки, автоматчики или огневые точки. По ночам кольцо вокруг нас обозначается заревом пожаров. Они вспыхивают то там, то сям по горизонту, придавая небу причудливую розоватую окраску.
Кольцо сжимается чрезвычайно. Больше двигаться некуда. Нет никакого сомнения, что соединение прорвется, но как это будет, какой ценой?
Ко мне пришло спокойствие – это осознание того, что я прожил свою жизнь не даром, и если придется умереть, то и умру не даром. И на тебя я надеюсь. Если ты останешься одна, то это тебя не сломит.
2 часа ночи. Получил донесение, что противник в четырех километрах от нас. Мы стоим на пятачке на одной ноге – другую поставить некуда. Сейчас вышел на улицу. Зарево по всему горизонту. Но нас не испугаешь. Ребята спят».
Ведущие 2
Письмо было сильно пропитано кровью и долго не поддавалось прочтению. Текст письма был восстановлен специалистами Центрального научно-исследовательской лаборатории Главного архивного управления. Сегодня оно хранится в Союзе писателей.
Ведущие 2
В марте 1944 года в Дрездене состоялся суд, на котором был вынесен смертный приговор арестантам тюрем Тегель, Шпандау и Моабит. Приговор был приведен в исполнение в конце того же года. Среди этих сотен расстрелянных был известный поэт Муса Джалиль.
Улиц росчерк синеватый
Вьюги поздние метут,
Трое, сжавши автоматы,
В ночь четвертого ведут.
Вы прощайте, хлопья снега,
Синей ночи тишина,
Слышно там, за нами следом,
Пробивается весна.
Улиц росчерк синеватый
Вьюги поздние метут,
Трое, сжавши автоматы,
В поле, в снег его ведут.
Ведущие 2
Это последнее слово поэта. Муса Джалиль добровольцем ушел на фронт в первые дни войны. Через некоторое время он был направлен во 2-ую ударную армию на Волховский фронт. В 1942 году его рота попала в окружение.
Ведущие 2
В том бою Муса Джалиль был тяжело ранен. Раненого его взяли в плен.и поместили в лагерь под Хэлмом, в Польше. Весной 1943 года пленных отправили в Германию. К этому времени поэт уже два года вел подпольную работу среди военнопленных и тех, кто их охранял. Подпольщики готовили восстание, но были преданы. Всех арестованных поместили в тюрьму Моабит.
Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?
Встал ли ты за Родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.
Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода – что гранит,
Кто не знает мужества – тот раб.
Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков.
Но не быть оковам на руках,
Саблей поражающей врагов.
Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах.
Ведущие 2
На полях немецкой книги, обнаруженной бойцами Советской Армии в библиотеке тюрьмы Моабит, было найдено завещание поэта.
«Это написал известный всему татарскому и русскому народам поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта книжка попадет в твои руки, перепиши их набело, сбереги их и после войны выпусти их в свет, как стихи погибшего поэта. Это мое завещание».
Ведущие 2
Стихи поэта удалось сохранить. Часть из них сумел сберечь сидевший с ним в одной камере бельгийский антифашист Андре Тиммерманс. Именно он передал одну из тетрадей расстрелянного поэта воинам-освободителям.
Ведущие 2
Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое.
Ведущие 2
Поэт-фронтовик, редактор журнала «Новый мир», создатель легендарного образа простого русского солдата Василия Теркина Александр Трифонович Твардовский сказал, что "действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей".
Ведущие 2
Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нас, сегодняшних, для нашего национального самосознания, если бы мы знали о ней только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков.
"Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью".
Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.
В тот день, когда окончилась
война
И все стволы палили в счет
салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы
впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются
живые.
До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так
бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист
учетный.
Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском
до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.
И только здесь в суровый этот
миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.
КОНЕЦ
Учитель русского языка и литературы Ирина Викторовна Васильева