Найти тему
Pervoe.Online

«Пацаны, вы поймите: здесь сейчас сильно очень все поменяется»

О чем один из самых ожидаемых сериалов осени «Слово пацана. Кровь на асфальте».

Иван Янковский, Никита Кологривый, Анастасия Красовская, Сергей Бурунов, Рузиль Минекаев, Анна Пересильд, Леон Кемстач, Юля Александрова, Антон Васильев. Сочетание такого ансамбля и зачатков всё ещё горячо любимой темы 1990-х годов говорят за себя. Смотреть, нельзя пропустить.

Казань. Излёт 1980-х годов, а именно – 1987. На закате советской империи, в перестроечный триумф, получает распространение ощущение безграничной свободы всего, что только можно представить и нельзя. Безграничной настолько, что, кажется, нормативно-правовые акты и вовсе власть собственную утрачивают, уступая первенство совсем иным, куда более близким  социальным нормам – понятиям. И вроде все они такие доступные, логичные и, главное, справедливые. Пацан сказал – пацан должен сделать. Слово пацана стоит превыше всего. Однако пацан не замечает, как невинные и чистые представления о дружбе, чуть ли не братстве, а также о необходимости стремиться к тем самым правде (в ней же сила?) и справедливости становятся неразрывно связаны с насилием.

И всё это, к сожалению, ускользает от взора занятых проблемами более приземлёнными родителей. Им нужно бороться за пропитание и выживание в целом, в то время как «пацаны» пачкают кровью и разбивают кулаки на улицах, деля территорию и защищая свою правду.

Своей справедливости попытается достичь и 14-летний Андрей.

Само очарование, ребёнок интеллигентных родителей и ученик музыкальной школы, хороший сын и старший брат. И всё бы ничего, если бы он не стал (ожидаемо) жертвой травли ребят, чей основной досуг проходит в «каменных джунглях». Только вот терпеть он долго не захотел: принял решение подружиться с теми самыми «пацанами», которые уж точно научат его стоять не только за себя, но и за своих людей. В этом ему поможет сверстник Марат, уже прекрасно освоившийся представитель мира совсем иного – мира улиц.

В актёрский ансамбль вошли одни из самых востребованных в последнее время звёзд: Иван Янковский («Фишер»), Никита Кологривый («Чёрная весна»), Анастасия Красовская («Трудные подростки»), Сергей Бурунов («Полицейский с Рублёвки»), Рузиль Минекаев («Напарники»), Анна Пересильд («Первый снег»), Леон Кемстач («Нормальный только я»), Юля Александрова («Папа»), Антон Васильев («Хрустальный»). Кроме того, не меньшую роль играют Андрей Максимов («Фишер»; вот они с Иваном Янковским снова и встретились!), Елизавета Базыкина («Надвое»), Ольга Лапшина («Жить»), Лев Зулькарнаев («Экспресс»), Иван Макаревич («Водоворот») и многие другие.

В качестве режиссёра (а также одного из сценаристов и продюсеров) выступил Жора Крыжовников («Надвое»). Среди продюсеров также Фёдор Бондарчук («Я остаюсь»), Дмитрий Табарчук («90-е»), Эдуард Илоян («Вызов»), Виталий Шляппо («Последний богатырь») и др. Также сценаристом является Андрей Золотарёв («Триггер») и, по некоторым данным, Андрей Першин («Лиза»).  Оператор – Юрий Коробейников («Игра на выживание»). Художник-постановщик – Григорий Пушкин («Король и шут»). Художник по костюмам – Дарья Фомина («Ника»).

Пожалуй, неудивительно, что с такой съёмочной группой нас ожидает поистине качественная работа. Хорошо продуман интерьер квартир той эпохи, куцые «луки» персонажей сериала. За визуал однозначно не следует переживать, тем более что Жора Крыжовников не преминул и здесь обратиться к пресловутой «раскованной» камере и зрелищным массовым сценам. То тёплый, то прохладный мрачноватый цветокор также приятен глазу.

Сериал был вдохновлён документальным исследованием «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» татарского автора Роберта Гараева. Но только лишь вдохновлён: сценарий был написан «с нуля». Сам Роберт выступил лишь в некоторой доли консультантом команды данного проекта. Книга, как и сериал, раскрывает «казанский феномен» молодёжных группировок. Она подробно, на основе рассказов современников (милиционеров, журналистов, бывших «неформалов» и самих «пацанов», в число которых, к слову, входил ранее сам Роберт Гараев) рассматривает культуру молодежных криминальных сообществ, оказывавших огромное влияние на образ Казани с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х гг. В ней и об отношениях внутренних и внешних, и о восприятии милиции и вопроса национальностей, и об экономической активности да поведении в тюрьмах. Из рецензии для журнала «Горький» можно понять, что книга проясняет и систему устройства общества той эпохи:

Ещё с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать “пацаном” (присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине) или остаться во внешнем мире, превратившись в “чушпана” (стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов»). Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, “не при делах” (обычно соседи или родственники «пацанов»), из которой, впрочем, можно было легко переместиться в “чушпаны” или, наоборот, поднять свой статус до «пацана».

«Казанский феномен» получил невероятно широкую огласку: данный вопрос был затронут даже в американской The New York Times. До сих пор нам известны названия казанских ОПГ того времени: «Тяп-Ляп», «Борисково», «Грязь», «Жилка», «Перваки», «ОПС Квартал», «Хади Такташ». Влияние их распространялось даже на Москву и Санкт-Петербург. Тем не менее, всё это стало лишь ярким призраком прошлого. Многие члены этих группировок погибли в ходе вспыхивавших время от времени криминальных войн, либо были осуждены на длительные сроки лишения свободы и утратили свое криминальное влияние.

Хотя благодаря книге Роберта Гараева и можно проследить истоки части современных явлений и культурных кодов, всё же можно лишь порадоваться, что на сегодняшний день оно действительно осталось в прошлом. И что не нужно бояться прослыть «чушпаном».

Несколько раз название сериала претерпевало изменения. Сначала сериал носил одноимённое с книгой имя «Слово пацана». Затем было принято решение переименоваться в «Короля асфальта» (вероятно, с целью предотвратить возможные проблемы с казанским ОПГ, о котором рассказывается в сериале). И, в конце концов, с целью отдалиться от источника вдохновения, сериал назвали «Слово пацана. Кровь на асфальте».

Несмотря на место действия происходящего и даже кастинг на съёмки в Казани, снять сериал в татарской столице не удалось. Пришлось завершить это уже на территории не менее замечательного Ярославля. Вероятно, перенос места съёмок был связан с выступлением уполномоченной по правам ребёнка в Татарстане Ирины Волынец против. Она попросила прокурора республики Илдуса Нафикова проверить законность создания данного сериала, а также заявила о возможности причинения им вреда психическому и нравственному здоровью молодёжи.

-2

Тем не менее, благодаря Институту развития Интернета, мы всё же сможем увидеть его. Кроме того, судя по рецензиям счастливчиков, ставших одними из первых зрителей, о романтизации такого образа жизни не может быть и речи:

Увидевшим пионерское кровавое месиво из-за горстки мелочи или неправильной шапки вряд ли придёт мысль о достоинстве, которое якобы несёт жизнь по понятиям. Понятия – и это Крыжовников формулирует внятно – служат исключительно интересам сильных. Правда – если она приходит с оружием – всегда в силе, и редко, почти никогда, наоборот.

Учитывая такой посыл, возможно, эта работа станет тем ещё конкурентом грядущим «Лихим» Юры Быкова (сериал выпустят ориентировочно в 2025 году в онлайн-кинотеатре Okko), которые изначально были заявлены как демонстрация всего, что поспособствует аромантизации тех самых 1990-х.

«Слово пацана. Кровь на асфальте» уже получил приз в номинации «Самый ожидаемый сериал» на фестивале «Новый сезон-2023».

Проект создан кинокомпанией TOOMUCH Production (мы всё же надеемся, что в самом сериале ничего «too much» не будет) и «НМГ Студией» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).

Сериал начнёт выходить одновременно на платформах Start и Wink с 9 ноября 2023 года. Всего в него войдут 8 эпизодов.

До встречи в Синематографе!

-3