Мы поднимались всё выше в горы по заросшей травой ухабистой дороге. Ардак, наш водитель, чертыхался, когда "Патриот" цеплял днищем землю между её глубокими колеями. На лошадях здесь ездить, конечно, сподручнее.
Скалистые вершины гольцов кутались в пушистые облака. Далеко внизу катила свои воды по живописной долине река Бухтарма.
Чем сильнее пригревало солнце, тем быстрее таял утренний туман, цепляющийся за макушки деревьев. С набором высоты леса становилось все меньше, группы лиственниц и сосен вклинивались в обширные открытые пространства.
Мы ехали на летнюю заимку-джайля́у скотоводов из казахского села Арчаты.
Джайля́у (жайляу, джайлоо, джайла, ) — летние пастбища в горах Средней Азии, Алтая, Кавказа, Крыма, Южного Урала. Располагаются на поверхностях выравнивания или в широких речных долинах и котловинах преимущественно в субальпийских и альпийских высотных поясах.
Люди, занимающиеся отгонным животноводством в горных природных зонах, используют пастбища на альпийских лугах в те времена года, когда они наиболее продуктивны. Например, зимой скот перегоняют на те участки гор, где снега мало или его полностью выдувают ветры, что позволяет животным самостоятельно добывать корм.
Когда подъехали к заимке, солнце уже светило в полную силу. Жары не было - дул бодрящий горный ветер.
На заимке - загоны для скота, жилой дом, юрта, постройка для хознужд и баня.
По травянистому склону выше заимки неспешно движется конный пастух со стадом овец, а возле дома стоят, отмахиваясь хвостами от назойливых мух, дойные кобылы с подсосными жеребятами. Еще в хозяйстве есть козы мясной породы и коровы.
На улице топится печь, на плите весело шумит чайник. И взрослые, и дети, все во дворе, хлопочут по хозяйству.
Хозяева заимки - шестидесятилетние Сансызбай и Бакытжамал Буленхановы. Они вместе шагают по жизни уже сорок лет. Когда действовал совхоз, Сансызбай работал в нем чабаном, сейчас трудится на своем хозяйстве. Он рос в большой семье, где было 13 детей, и с пяти лет помогал старшим пасти скот.
Бакытжамал - учитель. На джайляу супруги живут с июня по август, а на зиму возвращаются в свой дом в селе Арчаты, и с началом учебного года Бакытжамал выходит на работу в местную школу.
Летом Буленхановым хватает помощников: приезжает из Усть-Каменогорска сын Асыл, юрист. Он закончил магистратуру, а сейчас получает второе высшее образование - историческое.
Здесь же, на заимке, проводят каникулы внучатые племянники - Алдияр, Бахтияр и Шынгыс.
Весь день скотоводов расписан по минутам. Встают в 4:30 утра, ложатся спать - в 21:00-21:30. Так как на заимке изготавливают кумыс, немалая часть времени уходит на доение кобыл.
Только представьте: хозяйка доит 10 кобыл каждые два часа, 6-7 раз в день!
За дойку каждая кобыла дает от 700 мл до одного литра молока. В день Буленхановы получают до 70 л кумыса. Десять литров оставляют себе, а остальной кумыс Сансызбай регулярно отвозит на продажу в село Арчаты.
Перед доением кобылу должен подсосать ее жеребенок. Эти малыши постоянно держатся рядом с матерьми. Увидев чужаков - прячутся за взрослых лошадей. Жеребятам есть кого бояться: недавно одного из них задрали волки, гроза горных пастбищ.
Есть еще один хищник, который время от времени заглядывает на заимки скотоводов - снежный барс.
Ирбисы обитают в верхней части глубокого ущелья Таутекели хребта Южный Алтай, что напротив джайляу Буленхановых, по левому берегу Бухтармы. Это территория Катон-Карагайского национального природного парка.
Снежный барс - редкий вид, занесенный в международную Красную книгу, Красные книги России и Казахстана. Этого пятнистого хищника не раз регистрировали камеры фото- и видеофиксации, установленные сотрудниками национального парка на крутых горных склонах в верховьях реки Таутекели и ее притоков.
После дойки Бакытжамал угостила нас парным кобыльим молоком. Теплое, с приятным сладковатым вкусом. Замечательное! Мы с Иваном попробовали его впервые, а для сотрудников нацпарка, приехавших с нами, такое угощение не в диковинку, все они выросли на селе.
"Кобылье молоко называют саума́л, - сказала Бакытжамал. - Оно очень полезное, очищает организм". Об этом говорят и многочисленные исследования ученых.
Пока Бакытжамал с Алдияром управлялись с дойкой кобыл, Асыл водрузил на одну из лошадей две большие фляги, и они с Шынгысом отправились за водой. Это у нас, горожан, вода всегда под рукой, только поверни кран. А где ее взять на склоне горы? Водопровода здесь нет.
Двух фляг воды семье хватает на день. Раз в неделю возят воду в баню. Кстати, таким же способом, во флягах, Сансызбай отвозит верхом на коне кумыс в село.
Нас пригласили в дом. В нём две половины: кухня и жилая комната, где также стоят деревянные бочки с кумысом. Еще одно жилое помещение - юрта во дворе.
Источником электроэнергии на заимке служит бензогенератор. Есть еще небольшая солнечная панель для экономии топлива.
На столе у скотоводов - всё своё, домашнее (за исключением печенья и сахара). На первом месте - кисло-молочные продукты: сметана, масло, творог, иримшик и курт. Хлеб пекут в печи, той, что у крыльца.
На десерт - земляничное варенье. Черный чай с молоком. А еще заваривают лекарственные травы, растущие здесь в изобилии. Сансызбай знаком со многими растениями и хорошо разбирается в их целебных свойствах, используя знания своих предков.
И, конечно, какое застолье без кумыса? Этот напиток из кобыльего молока, сброженного с молочнокислыми и спиртовыми бактериями, известен с глубокой древности. Он обладает массой полезных свойств, о которых можно почитать в многочисленных публикациях в интернете.
Хотя кумыс достаточно скоропортящийся продукт, Сансызбай сказал, что его можно консервировать: напиток разливают в пастеризованные стеклянные бутылки, плотно закупоривают и хранят в холодном погребе. При правильном хранении кумыс может сохраниться до зимы.
Кумыс - один из важных продуктов, определяющих "лицо" Катон-Карагайского района наряду с мараловодством и пчеловодством.
Нам очень не хотелось покидать заимку, потому что общение с людьми, живущими своим трудом на земле, не знающими праздности и скуки, обладающими огромным жизненным опытом, сохраняющими мудрость и традиции своих предков, бесценно.
Они живут непростой, но счастливой жизнью в гармонии с собой и природой.
Сердечно благодарим Бакытжамал, Сансызбая Буленхановых и их детей за гостепримство, за время, которое они уделили нам при своей тотальной занятости, за знания, которыми поделились, за щедрые гостинцы, которые дали нам в дорогу. За доброту и широту души. Здоровья вам и процветания!
Студия "Ирбисфильм" готовит новый фильм о Большом Алтае в содружестве с Катунским биосферным заповедником и Катон-Карагайским национальным парком, посмотреть который можно будет в конце декабря на нашем канале.
До новых встреч в Катон-Карагае!
Текст, фото (за исключением фото ирбиса): Светлана Усанова ©.
Читайте другие статьи о Восточном Казахстане на нашем канале:
Рассказ о жизни скотоводов на другой заимке, в Бурятии, читайте здесь: