Александр Егорович Бейдеман родился в 1826 году "в семействе негоцианта, расстроившего свои дела поставками на армию во время турецкой войны 1828-1829 гг.", как сообщит нам дореволюционный Русский биографический словарь. Но, видимо, всё было не так уж печально, ибо первоначальное образование Бейдеман получил в петербургской Ларинской гимназии, а затем поступил в Академию художеств в класс исторической живописи А.Т. Маркова, а затем К.П. Брюллова.
"Еще в бытность учеником Академии он считался выдающимся рисовальщиком" напишет Булгаков, а за один из учебных эскизов (естественно, на античный сюжет) Брюллов "велел передать Бейдеману профессорский поцелуй". В упомянутом выше словаре напишут, что во время обучения художник работал и над рисунками сатирического характера для журнала, знакомого по названию точно каждому читателю, а вот по содержанию все-таки вряд ли:
В это время Бейдеман занят был рисунками для «Ералаша» Неваховича, где им помещено очень много юмористических композиций, иногда не вполне целомудренного характера, и потому-то он не так аккуратно компоновал академические эскизы. Игривое направление кисти молодого художника за этот период выразилось в следующих сценах: «Подсматривание купальщиц пейзажистами» и «Явился неудачный селадон [пастух, изнывающий от любви - прим. авт.]» (карикатуры на товарищей).
В дальнейшем художник получает малую золотую медаль (эскиз к картине представлен выше), а дальше будет конкурс на высшую награду Академии и "командировку в Рим, которую жаждал Бейдеман". Два раза он участвовал в конкурсах и оба раза проиграл, дальнейшие попытки были пресечены тогдашними правилами Академии - художнику исполнилось 30 лет.
И все же он исполнил свою мечту и поехал за границу в 1857 году за свой счет "несмотря на скудные средства". А вот в Париже удача наконец-то улыбнулась ему и Бейдеман "получил заказы для строившейся там православной церкви". Когда же художник вернулся в столицу в 1860 году он "менее чем в месяц скомпоновал и написал картину «Руфь на ниве Вооза»" за которую был признан академиком исторической живописи.
Далее карьера художника пойдет на взлет: он обучал рисованию великих князей, стал адъюнкт-профессором Академии художеств, "писал оригиналы для мозаики Исаакиевского собора и образа по частным заказам, расписывал церкви во дворцах, в Петербурге и его окрестностях, а также в Крыму (Ливадия)". В общем, как говорится, был востребован и "обласкан" сильными мира сего.
Но взлет этот, я думаю вполне заслуженный, был внезапно прерван в 1869 году:
Простая случайность – падение на голову гипсового отливка, плохо прикрепленного над дверями, – прервали кипучую деятельность даровитого художника в самом разгаре.
В тот же год в залах Академии художеств друзьями живописца (Боголюбовым, Монигетти и др.) была открыта посмертная выставка работ Бейдемана, где так же была устроена "беспроигрышная лотерея в пользу семьи художника", ведь у него осталась вдова с детьми, один из которых пошел по стопам отца, став живописцем.
Федор Булгаков подытожит статью о герое сегодняшней публикации следующим образом:
Преждевременная смерть А.Е. Бейдемана лишило русское искусство одного из даровитейших колористов и рисовальщиков, оставившего славную память о себе и в истории нашей Академии, как преподаватель ее, которому обязана своим художническим развитием несколько русских талантов, в том числе и наш знаменитый художник В.В. Верещагин. [вспоминавший неоднократно с теплотой Бейдемана в своих письмах -прим. авт.]
Спасибо за прочтение, надеюсь, что вам сегодня было интересно узнать факты из жизни живописца ушедшей эпохи и посмотреть на его картины. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.