Найти тему
Вера Ард

Криминальное чтиво или проверка интеллекта? Открываем хонкаку-детектив

Для чего вы читаете детективы? Хотите разгрузить мозг вечером, наблюдая за приключениями харизматичного сыщика? Или посоревноваться в сообразительности со следователем (а значит, и с автором)? Я вот, открыв для себя ещё в школьном возрасте Агату Кристи, Рекса Стаута, Эрла Стэнли Гарднера (список можно перечислять долго - любители детективов со стажем, наверняка, его знают), всегда рассматривала детектив, прежде всего, как интеллектуальную загадку. Поэтому меня очень удручает современная тенденция, где в угоду неожиданному финалу напрочь забывают про логику, а преступника достают как кролика из шляпы. Так вот, решила я почитать что-то не совсем привычное в этом жанре и обратила внимание на японских авторов, услышав про такое направление - "хонкаку"-детектив, в переводе с японского - "подлинный" детектив, в основе которого как раз лежит интеллектуальная загадка, а вот все лишнее устранено. Так как это моё первое знакомство с этим жанром, то решила я начать с книги, которая и открыла этот жанр. Итак, Содзи Симада "Токийский зодиак". 

История начинается с записок сумасшедшего художника, решившего в конце 30-х годов собрать идеальную женщину, фактически богиню, из частей тел своих дочерей и племянниц, подведя способы yбийства и захopoнения под определенные астрологические и алхимические закономерности. Художник этот был убит, однако через некоторое время кто-то воплотил в жизнь его план, убив шестерых девушек описанным способом, при этом у каждой пропала одна часть тела. Ну и вот спустя почти 40 с лишним лет в начале 80-х (когда собственно и была написана книга), этими записями заинтересовывается астролог Киеси вместе со своим другом Кадзуми (классическая пара детектив и его помощник-рассказчик). Интерес связан с обращением к Киеси одной клиентки, чей отец много лет назад был втянут в эту историю. Само собой, за 40 с лишним лет эти убийства так и не были раскрыты.

Если соберетесь читать, то придется сосредоточиться. Во-первых, огромное количество японских имен так похожих друг на друга, что периодически в голове полная каша (благо автор еще в начале книги выносит полный список персонажей, несколько раз приходилось к нему обращаться). Например, дочерей и падчериц убитого художника зовут Акико, Юкико, Токико и Томоко - прелестно, правда?)) Но это не самое страшное. Последовательно автор вводит в текст огромное количество сведений. Тут и алхимические и астрологические выкладки, и схемы комнат, где находили трупы (схемы даны буквально картинками) и места захоронения на карте Японии и чего только нету. Пытаться следить за этим крайне сложно. Но еще сложнее выделить, что из этого действительно важно для расследования. Герои пытаются собрать всю оставшуюся по делу информацию. Смотрят выкладки, читают дневники,  общаются с теми, кто еще жив. И да, это не простенький детектив, где одна зацепка ведет к другой, часть линий реально оказываются лишними, отвлекающими внимание от важного. Темп книги не очень быстрый, беседы со свидетелями и изучение документов периодически прерываются на отвлеченные разговоры героев о Шерлоке Холмсе или мысли рассказчика о том как на смену созерцательным видам старой Японии приходят многоэтажные дома и меняются ценности. Не скажу, что таких моментов много, но они есть. При этом мы совершенно ничего не знаем о сыщиках. Если вы том за томом читаете многостраничные истории Джоан Роулинг про Страйка, чтобы узнать, сойдется ли он с Робин или нет, то здесь сыщик лишь инструмент. Мы практически ничего о нем не знаем, кроме мелких деталей, которые упоминаются по ходу и создают хоть какой-то образ. Второстепенные персонажи тоже не сильно раскрыты, по большей части они только выдают нужные сведения, лишь изредка вызывая какой-то эмоциональный отклик. Так что все внимание самой загадке.

Ну а теперь собственно про сам детектив. Ну что, я обожаю истории, когда в конце могу воскликнуть: “А, ну как же я не догадалась!” Ну вот здесь был похожий случай. Точнее не совсем. В расследуемом деле было три эпизода убийств. И вот на втором эпизоде я поняла, кто убийца, но я не смогла догадаться, как он устроил третий эпизод (с теми самыми рacчлeненными трупами и смог скрыться). Хотя реально поймала себя на том, что перебираю варианты и очень мне хочется все-таки победить в этом состязании. Но не дотянула. На мой взгляд, очень интересная развязка именно в плане детектива. К ее реалистичности, конечно, есть вопросы. Поскольку автор все же не раз вводит случайные совпадения, которые помогают реализовать этот план, да и мотивация убийцы ну очень уж отдает некой мелодрамой. Но, в целом, это не портит впечатления, поскольку сама загадка получилась интересной.

Добавлю еще, что несмотря на кpoвавость завязки, история не выглядит хоррором. Автор довольно аккуратно обходит углы, сосредотачиваясь именно на расследовании. Также интересны были заметки о жизни в Японии и 30-х и 80-х годов, о семейном укладе, о ценностях. В общем, очень добротная книга. Кстати, потом автор продолжил писать об этом же дуэте.

О, и совсем забыла - а почему же, собственно, “подлинный” детектив. Ближе к концу автор делает прямое обращение к читателю. “Теперь вы обладаете всеми знаниями для того, чтобы решить загадку. Подумайте, прежде чем читать дальше”. И чуть ближе к концу во второй вставке еще и подчеркивает, на какие детали нужно обратить внимание (но не прозрачно, я не смогла считать намек все равно).

Так что, всем кто соскучился по детективу - интеллектуальному соревнованию - рекомендую. 

А вы знакомы с японскими детективами? Что могли бы порекомендовать?