Найти тему
Русская и мировая живопись

Идеализированный мир счастливых, улыбающихся детей художника Артура Джона Элсли

Вкусы людей в искусстве, и в частности в живописи, могут не совпадать. Должен ли например коллекционер картин прерафаэлитов извиняться за свой вкус в живописи, думая что должен, как настоящий ценитель искусства, больше любить работы великих мастеров? Наверное не должен. Почему я задаюсь этим вопросом? Потому что сегодня мы познакомимся с творчеством английского художника Артура Джона Элсли идиллические картины, которого кто-то назвал бы “приторными” или “похожими на картинки с шоколадных коробок”. Но в его картинах есть своя удивительная красота.

"Непогода" Артура Джона Элсли (1898)
"Непогода" Артура Джона Элсли (1898)

"Можно мне его подержать", Артур Элсли
"Можно мне его подержать", Артур Элсли

"Несправедливое преимущество", Артур Элсли
"Несправедливое преимущество", Артур Элсли

В середине девятнадцатого века в Англии были очень популярны жанровые картины, изображающие счастливую семейную жизнь. Разбогатевший в это время средний класс выбирал зачастую те жанровые картины, на которых были изображены сцены с красиво одетыми маленькими детьми и их домашними животными в игровой обстановке. И именно это подарил им Артур Джон Элсли. Картины оказались настолько популярными, что многие из них были воспроизведены в виде гравюр, а другие часто использовались в календарях, рекламе, книгах и журналах.

"Подождите, вот он идет!", Артур Элсли (1901)
"Подождите, вот он идет!", Артур Элсли (1901)

"Купание с колли", Артур Элсли
"Купание с колли", Артур Элсли

"Любовь с первого взгляда", Артур Элсли
"Любовь с первого взгляда", Артур Элсли

Элсли родился в Лондоне в 1860 году. Он был одним из шести детей Джона Элсли и Эмили Фрир. Его отец был кучером и художником-любителем, достигнувшим в живописи такого уровня, который позволил ему выставить свою работу "Группа лошадей" на выставке Британского института в 1845 году. Юный Артур Элсли, как и его отец, полюбил живопись. Во время семейных поездок в зоопарк Риджентс-парка он делал зарисовки животных. В 1875 году, в возрасте четырнадцати лет, Артур Элсли поступил в школу искусств Южного Кенсингтона, которая позже стала Королевским колледжем искусств.

"Мамин любимец", Артура Элсли
"Мамин любимец", Артура Элсли

"Рука помощи" Артура Элсли (1913)
"Рука помощи" Артура Элсли (1913)

"Безопасное помещение", Артур Элсли
"Безопасное помещение", Артур Элсли

В 1876 году Артур Элсли был принят в Королевскую академию в качестве стажера.

Два года спустя, в 1878 году, Элсли представил свою первую картину "Портрет старого пони", и в том же году она была принята на выставку Королевской академии. Единственной неудачей, с которой ему пришлось столкнуться в то время, была проблема со зрением, возникшая из-за того, что он переболел корью. Он оставался в Академии до 1882 года, а по окончании начал получать заказы на картины, особенно те, где дети были изображены с собаками, лошадьми.

"Спокойной ночи" Артура Элсли (1911)
"Спокойной ночи" Артура Элсли (1911)

"Время игры", 1909, Артур Элсли
"Время игры", 1909, Артур Элсли

"Первое любовное письмо", 1908, Артур Элсли
"Первое любовное письмо", 1908, Артур Элсли

Артур Элсли познакомился с Фредериком Морганом, который был английским художником-портретистом и живописцем домашних и деревенских сцен. Он был хорошо известен своими идиллическими жанровыми сценами из детства. Элсли также предпочитал этот художественный жанр, и в 1889 году он переехал в студию Моргана, и они вдвоем пришли к художественному соглашению, в соответствии с которым Элсли рисовал животных на картинах Моргана, поскольку это было его сильной стороной и оказалось проблематичным для Моргана.

"Их первое плавание", Артура Элсли (1897)
"Их первое плавание", Артура Элсли (1897)

"Новое платье, Артур Элсли
"Новое платье, Артур Элсли

"Наконец-то дома", Артур Элсли
"Наконец-то дома", Артур Элсли

Летом 1891 года в Лондоне состоялась Большая выставка, первая в серии всемирных ярмарок, и в рамках нее проходили выставки культуры и промышленности. Грандиозная выставка была организована Генри Коулом и принцем Альбертом, мужем королевы Виктории. На этой выставке Элсли был награжден серебряной медалью за картину "Дочь судебного пристава из Ислингтона".

"Излишняя спешка, меньше скорость", Артур Элсли
"Излишняя спешка, меньше скорость", Артур Элсли

"Слишком горячее", Артур Элсли
"Слишком горячее", Артур Элсли

"Я самый большой", Артура Элсли (1892)
"Я самый большой", Артура Элсли (1892)

В следующем году художником была исполнена картина под названием "Я самый большой", и она была настолько популярна, что ее пришлось выгравировать, чтобы удовлетворить общественный спрос. Элсли изобразил маленькую девочку, сравнивающую свой рост с ростом крупной собаки породы сенбернар.  Терри Паркер описывает это изображение в своей книге 1998 года "Золотые часы: картины Артура Дж. Элсли, 1860-1952".:

“...одна из тех простых и незатейливых картин, которые легко поддаются воспроизведению, и в ней так много природы и такого замечательного оттенка юмора, что, без сомнения, многие из тех, кто восхищается ею в Берлингтон-хаусе, будут рады возможности повесить ее версию у себя на стенах...”

Картины Элсли были настолько популярны у публики, что "Иллюстрированные лондонские новости" напечатали одну из картин Элсли "Любимец дедушки" в качестве рождественского подарка на 1893 год.

"Друг или враг?" Артура Элсли (1891)
"Друг или враг?" Артура Элсли (1891)

"Дневной улов", Артур Элсли
"Дневной улов", Артур Элсли

Артур Элсли женился на своей троюродной сестре Эмили Фьюздейл 11 ноября 1893 года. Эмили, которая была на десять лет моложе Элсли, проработала у Артура более десяти лет моделью для его картин. Эта роль, как натурщицы художника, перешла к их дочери Марджори, которая родилась в 1903 году и которая, будучи маленьким ребенком, появлялась на многих картинах Элсли. После женитьбы Элсли устроился в новую студию и продолжил работу над своими идиллическими картинами, изображающими маленьких детей и животных в сельской местности.

После смерти ведущего художника викторианской эпохи в этом жанре Чарльза Бертона Барбера в 1894 году Элсли стал самым почитаемым художником, изображающим детей и домашних животных.

Близкие отношения между Элсли и Морганом испортились на рубеже веков, когда последний обвинил Элсли в художественном плагиате, поскольку, по его мнению, Элсли использовал его идеи в своих картинах.

Первая мировая война разразилась в 1914 году, и в течение четырех лет Элсли работал на военном заводе, изготавливавшим бомбовые прицелы, что сильно напрягало его и без того слабеющее зрение. Количество картин Элсли сократилось, и за первые три года войны ему удалось закончить только четыре, одной из которых был портрет его дочери.

"Время купания ребенка", Артур Элсли
"Время купания ребенка", Артур Элсли

"Его Первый выстрел", Артур Элсли
"Его Первый выстрел", Артур Элсли

"Неважно", Артур Элсли (1907)
"Неважно", Артур Элсли (1907)

Марджори Элсли фигурирует на многих картинах своего отца, например в картине "Неважно", которую он закончил в 1907 году. Сенбернара мы видим во многих работах Элсли.

В своей книге 1998 года "Золотые часы: картины Артура Дж. Элсли, 1860-1952" Терри Паркер писал:

“Элсли был самым популярным художником поздневикторианского и эдвардианского периодов. Привлекательное качество его картин было легко понять, они представляли уютный, идеализированный мир счастливых, улыбающихся детей и их животных...”

В последующие годы Элсли продолжал рисовать в основном для удовольствия и выставлял некоторые из своих работ вплоть до 1927 года. Слабеющее зрение в конечном счете помешало ему заниматься искусством, и к 1931 году единственным хобби, которым он все еще мог заниматься, была его любовь к работе по дереву, металлу и садоводству.

Артур Джон Элсли умер в своем доме в Танбридж-Уэллсе в 1952 году в возрасте 91 года. На пике своей карьеры, с 1878 по 1927 год, Элсли выставил 52 работы в Королевской академии.

Источник: сайты "My daily art display" и "Invaluable.com"

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.