Найти тему

Обучение в вузах Израиля

Оглавление

В XXI веке практически во всех сферах деятельности используются высокие технологии, и значимость академического образования представляется всё более важной. Высшее образование помогает не только использовать накопленные человечеством знания и опыт, но и приобретать новые навыки. Это – богатейший научный и культурный актив, который является локомотивом технологического и экономического прогресса. Поэтому в Израиле ещё до провозглашения независимости высшее образование рассматривалось в качестве одного из важнейших источников формирования нового общества.

В настоящее время здесь действует более 60 высших учебных заведений, в том числе исследовательские институты, открытый университет и академические колледжи.

Высшее образование имеет 50,6% израильтян в возрасте 25-64 лет: это 8-е место среди 46 стран, входящих в ОЭСР. Более половины (57,2%) выпускников вузов в возрасте до 35 лет получили магистерскую степень.

История развития высшего образования в Израиле

Ещё задолго до создания израильского государства у евреев Палестины возникло понимание необходимости создания национального университета. Идею основания еврейского высшего учебного заведения предложили в 1902 году Хаим Вейцман и Бертольд Фейвель, близкий соратник родоначальника сионизма Теодора Герцля. В Российской империи существовали квоты на еврейских студентов – от 2-х до 10 процентов; университеты в Центральной Европе были и вовсе практически полностью закрыты для евреев. Это серьёзно ограничивало возможности для профессионального развития и трудоустройства еврейской молодёжи.

Университет, который предлагалось создать в Эрец Исраэль, должен был воплотить в жизнь идеалы «личного и национального освобождения». Структура будущего вуза по форме напоминала немецкую модель. При университете планировалось создать техникум, который готовил бы специалистов в технических, сельскохозяйственных и других производственных отраслях. Выпускниками должны были быть либо инженеры, либо техники-практики с профессиональной подготовкой.

-2

После провозглашения независимости Израиля в 1948 году одной из первоочередных задач нового правительства стало создание системы высшего образования, которая могла отвечать возросшим интеллектуальным потребностям молодого государства.

Создание сети высших учебных заведений в стране преследовало и ряд утилитарных задач:

  • Развитие экономики и культивация земель;
  • Возрождение национальной культуры;
  • Укрепление национальной безопасности.

Текущие потребности страны определяли области исследования и формирование учебной программы. Большая часть факультетов готовила специалистов для производства и сельского хозяйства. Однако, научным исследованиям тоже отводилась значительная роль. Еврейский университет в 1948 году первым в Израиле начал присуждать учёные степени.

Быстрый рост населения в первые годы после создания Государства Израиль вызвал большой спрос на высшее образование.

До 1956 года в стране было открыто ещё 3 вуза: Институт Вейцмана в Реховоте, университет им. Бар-Илана в Рамат-Гане и Тель-Авивский университет. Крупным вузам пришлось открывать филиалы в других районах страны: например, Хайфский университет изначально был филиалом Иерусалимского.

Поскольку желающих учиться было больше, чем мест, ряд частных организаций (в основном связанных с профсоюзом «Гистадрут»), бизнесмены и объединившиеся в инициативные группы профессора решили открыть колледжи (михлалот) на основе американской системы, которые имели право присуждать степень бакалавра. Основное различие между колледжами и вузами состоит в том, что первые не используют государственное финансирование, тогда как университеты получают до 70% дотаций из бюджета. За последние 10 лет расходы государства на высшее образование увеличились вдвое и составляют около 12 млрд. шекелей в год.

Как устроено высшее образование в Израиле

Большинство израильских студентов из-за обязательной службы в армии начинают обучение в вузе в возрасте 20-24 лет. Также в Израиле в целом не принято торопиться с выбором жизненного пути и получением высшего образования - после окончания школы и службы в армии многие берут ещё год на то, чтобы попутешествовать и найти себя. Из-за этого средний возраст получения степени бакалавра здесь составляет 27 лет – выше, чем в большинстве стран мира.

Перечень учебных заведений, где можно получить высшее образование, в Израиле довольно широк:

  • Университеты;
  • Академические колледжи;
  • Технические колледжи;
  • Педагогические колледжи.

Ряд вузов, помимо всего прочего, имеет специальные программы и кампусы для харедим – ультраортодоксальных евреев.

-3

Суммарная оценка может достигать 800 баллов, но это – очень высокий показатель. Средний результат варьируется в пределах 400-600 баллов. Каждый вуз самостоятельно устанавливает нижний порог для поступления.

Для репатриантов и абитуриентов, которые не смогли получить аттестат Теудат Багрут, предусмотрены подготовительные программы («мехина»). Они организованы при каждом университете и помогают молодым людям достичь уровня, необходимого для поступления в израильский вуз. Упор делается на изучение математики, истории, английского языка, а если речь идёт об иностранцах, то и иврита.

Российские школьные аттестаты не признаются в Израиле, поскольку здесь обучение в школах длится 12 лет, поэтому даже студенты-репатрианты с приличным знанием иврита и английского обязаны пройти через «мехину».

В Международной стандартной классификации образования (МСКО, или ISCED на английском) существуют 4 ступени послешкольного образования:

  • ISCED 5 – третичное образование короткого цикла (в российском эквиваленте – среднее специальное образование);
  • ISCED 6 – бакалавриат;
  • ISCED 7 – магистратура;
  • ISCED 8 – докторантура.

В Израиле выпускники школ могут поступить в колледж, который предлагает обучение по неакадемическому профилю (ISCED 5) или позволяет получить степень бакалавра наравне с обычным вузом. К неакадемическому обучению относится, например, получение профессии медицинской сестры (медбрата) или практического инженера («андесаи»).

Продолжительность обучения в колледже может составлять до 5 лет. Программа бакалавриата рассчитана на 3-5 лет, после чего можно поступить в магистратуру, которая длится 2 года. У студентов-медиков магистерская программа рассчитана на 4 года. Для получения докторской степени требуется от 4 до 4,5 лет.

Льготы для репатриантов, получающих высшее образование

Израиль, будучи индустриально развитой страной, заинтересован в притоке квалифицированных специалистов и образованной молодёжи. Поэтому при Министерстве алии и интеграции создано Управление по делам студентов (Миналь а-студентим), оказывающее репатриантам содействие в получении высшего образования.

Еврейская молодёжь, прибывающая в Израиль, получает бесплатные консультации по выбору направления обучения и может пройти субсидируемые государством подготовительные курсы – в том числе, курсы английского и иврита. Кроме этого, репатрианты и их дети, а также вернувшиеся израильтяне имеют право на бесплатное обучение в вузах, признанных Миналь а-студентим.

-4

Также существуют специальные академические программы для репатриантов от Миналь а-студентим: для них верхний возрастной порог установлен в 35 лет.

К числу этих программ относятся:

  • Бакалавриат с преподаванием на русском языке в университете Бен-Гурион (естественные и инженерные науки) и университете Бар-Илан (физика и математика);
  • Магистратура в области управления бизнеса на русском и английском языке в Ариэльском университете;
  • Магистратура на русском языке в области программной инженерии в колледже Сами Шамун.

Финансирование обучения для репатриантов и вернувшихся израильтян осуществляется не автоматически: необходимо каждый год подавать заявку. Учёба не будет оплачиваться, если студент наберёт за год меньше 60 баллов.

Баллы начисляются за каждый пройденный курс: программа учебного года предусматривает как обязательные, так и дополнительные курсы, которые студент может изучать по своему выбору.

Студенты имеют право на академический отпуск сроком не более 2-х лет суммарно, а при трудном материальном положении могут даже рассчитывать на стипендию.