Тема «разворота к Азии», то есть переноса внешнеполитических приоритетов из Европы в Тихий океан, звучала на высшем уровне политики в США по крайней мере со времен Обамы. Даже в 2022—2023 годах, несмотря на события в Европе, эту идею отстаивали ведущие кандидаты в президенты от республиканцев.
Разворот обоснован. Первая причина состоит в прогнозируемом росте важности Азии для всего мира, а вторая — в том, что Китай набирает силы и является самым опасным соперником для американцев. Чтобы сохранить свое господство в ближайшие десятилетия, Вашингтону нужна опора в Азии.
С этой целью США углубляют союзные отношения с Японией, Тайванем и Филиппинами, главным образом в военной сфере. Только за последний год проводились масштабные военные учения и были размещены новые военные базы на Филиппинах. И при этом антикитайская риторика стало нормой для американских политиков.
Вся эта подготовка замерла на месте из-за внезапного для всех, кроме ХАМАС, конфликта в Газе. Теперь об этом прямо пишет даже The New York Times, что говорит о стремлении сформировать у публики восприятие усугубившейся проблемы выгодным для Вашингтона образом.
Есть и реальные признаки того, что военное усиление США в Азии застряло на месте. Согласно The Wall Street Journal, Вашингтон отправляет систему ПВО c тихоокеанского острова Гуам в Израиль на срок не менее 11 месяцев. То есть оружие, которым хотели «сдерживать Китай», приходится срочно перебрасывать на другой фронтир сферы влияния США — и такое никогда не делают от хорошей жизни.
Этим подтверждается уже не раз высказанный тезис, что американцам не хватает средств, чтобы подкрепить всю свою сферу влияния реальной силой. И проблемы возникают не от нужды поддержать Израиль в войне со всем арабским миром, как в 1973 году, а на фоне небольшой контртеррористической операции в секторе площадью в семь раз меньше, чем Москва.
За то, что влияние США еще неплохо сохраняется, нужно благодарить их дипломатию. Без доброй воли союзных стран вроде Саудовской Аравии на Ближнем Востоке и тех же Филиппин с Японией в Азии архитектура мирового господства янки продержалась бы недолго. Но добрая воля вассалов — переменчивая вещь, и зависимость от нее ставит любую империю (в том числе и США) в неудобное положение.