В случае Александры Пахмутовой любые громкие определения вполне уместны. Легенда. Звезда. Эпоха. Классик. Под её песни действительно строили города и совершали подвиги. Всё это несомненно — но есть что-то ещё, неуловимое, родное и трогательное, выходящее за рамки партитур и поздравительных речей.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Если считать с первых мелодий, написанных ею в три года, то с музыкой Александра Пахмутова не расстаётся уже 93 года. Кто ещё мог бы подобным похвалиться? Уроженка посёлка Бекетовка, она прошла впечатляющий путь от первых шагов одарённого ребёнка в военные годы до статуса музыкального символа СССР, чьи произведения определили судьбу нескольких поколений.
Несмотря на то, что значительная часть творчества Александры Пахмутовой была посвящена официальной тематике — комсомолу, партии, великим стройкам коммунизма — Пахмутовой удавалось наполнять свои композиции подлинным чувством и энергией. Неповторимая оптимистическая искорка позволяла композитору создавать произведения, которые, преодолевая идеологический контекст, становились в полном смысле всесоюзными хитами.
Чтобы творить такую музыку, недостаточно было кабинетной работы. Александра Николаевна активно ездила по стране, бывала на ударных комсомольских стройках, в воинских частях. Невысокая женщина с сосредоточенным взглядом и мягкой улыбкой легко находила общий язык с рабочими, строителями и солдатами.
Подавляющее большинство всенародно любимых песен Александры Пахмутовой родилось в результате плодотворного союза с мужем — поэтом Николаем Добронравовым. Их творческий дуэт стал одним из самых гармоничных и успешных в истории отечественной музыки.
За годы карьеры Пахмутова создала более четырёх сотен песен, с блеском демонстрируя владение разными жанрами — от камерной бардовской песни до монументальной оратории. Многие из этих песен (и даже их названия!) настолько прочно вошли в обиход, что не все помнят, кто их написал.
«Песня о тревожной молодости» (1958)
Патриотическая песня из забытого фильма «По ту сторону» давно пережила самую картину, посвящённую подвигам комсомольцев на Дальнем Востоке в бурные 1920-е. В тексте Лев Ошанин сплёл воедино дороги гражданской войны, первых пятилеток и Великой Отечественной войны, перекидывая «мостик» в современность. Волевая мелодия стали гимном романтики и мужества. Успех «Песни о тревожной молодости» окончательно убедил Александру Пахмутову посвятить себя песенному жанру.
«Старый клен» (1961)
Написанная для мелодрамы «Девчата», эта легкая и лиричная песня на стихи Михаила Матусовского доказала невероятный мелодический дар Александры Пахмутовой. Песня стала неотъемлемой частью фильма, передавая ощущение светлой грусти и чувство юношеской влюблённости.
На экране «Старый клён» исполнили Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. Но песня легко перешла в репертуар десятков артистов — и упорхнула в свободное плавание по стране, фактически став народной.
«Главное, ребята, сердцем не стареть» (1962)
Рождённая во время организованной ЦК ВЛКСМ творческой поездки в Братск, эта песня стала неофициальным гимном комсомольцев-строителей. Её оптимистичный и вдохновляющий настрой идеально воплощал дух эпохи больших свершений и веру в будущее. Александра Пахмутова, Сергей Гребенников и Николай Добронравов включили песню в цикл «Таёжные звёзды».
«Усталая подлодка» (1965)
В мае 1964 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов побывали в творческой командировке в городе Полярный. Рождённая после настоящего погружения вместе с экипажем моряков-североморцев, песня «Усталая подлодка» вышла как раз к 20-летию Победы. Суровая, проникновенная лирика о долге и тоске по дому в исполнении Юрия Богатикова сделала её своей на флоте.
«Орлята учатся летать» (1965)
Особое место в творчестве Александры Пахмутовой занимали пионерские песни. Они звучали на линейках, в лагерях, на праздниках, в День знаний... Звучат и до сих пор, поскольку никто убедительнее советских классиков не смог выразить в нотах и словах обращённый к юной аудитории призыв довериться дерзновенному порыву к неизведанному. Посвященная первому полету человека в космос, песня про орлят в исполнении Большого детского хора стала гимном юности, мечты и стремления к высоте.
«Нежность» (1967)
Написанная для мелодрамы «Три тополя на Плющихе», эта песня стала эталоном пронзительной шестидесятнической лирики. Хотя Александра Пахмутова не сразу согласилась взяться за работу для фильма, за «Нежность» она была удостоена первой премии на Международном фестивале молодежной песни в Сочи.
Хрупкая, печальная и глубокая мелодия, впервые исполненная Майей Кристалинской, была особо любима советскими космонавтами, в том числе Юрием Гагариным. Есть в ней что-то космическое, всеобъемлющее...
«Знаете, каким он парнем был» (1968)
Пронзительная песня из цикла «Созвездие Гагарина» рисует живой и человечный портрет первого космонавта. Александра Пахмутова и Николай Добронравов были лично знакомы с Юрием Гагариным, отразив в своей работе личные чувства и восхищение его подвигом. Главный герой предстаёт в ней не героем на пьедестале, но простым, весёлым и азартным парнем, любившим хоккей и песню для души.
«Трус не играет в хоккей» (1968)
Александра Пахмутова и Николай Добронравов не могли обойти стороной спортивную тематику. «Трус не играет в хоккей» — подлинный гимн советского хоккея. Впрочем, аналогов ему не появилось по сей день. Песня захватывает дух своей динамикой. Практически весь её текст стал источником крылатых выражений для миллионов болельщиков, олицетворяя скорость, смелость и командный дух.
«Надежда» (1971)
Великий гимн вере в лучшее обрёл бессмертие в исполнении Анны Герман, хотя его исполняли среди прочих Муслим Магомаев и Лев Лещенко. И мелодия, и слова давно признаны всенародным достоянием, их подхватит любой. «Надежда» — она и о своём житейском, и о любви, и о чувстве дома. Удивительное сочетание быта и бытия, вдохновляющее не падать духом ни при каких обстоятельствах.
«Мелодия» (1973)
Мощная, страстная баллада была написана специально для голоса Муслима Магомаева, который как раз переживал роман с Тамарой Синявской, будущей женой и женщиной всей своей жизни. «Мелодия» стала одним из знаковых шлягеров великого певца, символом романтической и возвышенной любви.
«Нам не жить друг без друга» (1974)
Не вошедшая в фильм «Закрытие сезона», эта композиция считается одной из самых проникновенных песен в каноне Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Друзья и коллеги видели в ней отражение глубоких и прочных отношений, связавших судьбы самих авторов.
«И вновь продолжается бой» (1974)
Эта песня даже подвергалась критике за слишком активные барабаны, которые, по мнение худсовета, могли оскорбить память вождя революции. Однако энергичный, наступательный пафос, усиленный манерой Льва Лещенко и Иосифа Кобзона, утвердил «И вновь продолжается бой» в статусе гимна поколения строителей и борцов.
«Беловежская пуща» (1975)
В 1974 году Первый секретарь ЦК Белоруссии Пётр Машеров пригласил Пахмутовой и Добронравова посетить знаменитый заповедник Беловежская Пуща. Написанная за два дня после поездки, эта песня стала неофициальным гимном Беларуси. Величественная и проникновенная мелодия в блестящем исполнении ансамбля «Песняры» и солиста Валерия Дайнеко воспевает красоты древнего леса.
«Как молоды мы были» (1976)
Философский гимн своего поколения, песня-размышление о прожитых годах, надеждах и вечной молодости души. Блестящее исполнение Александра Градского, для которого специально дорабатывалась аранжировка, считается каноническим.
«Белоруссия» (1977)
Вдохновлённая поездкой на озеро Нарочь и общением с местными жителями, бывшими партизанами, эта песня — дань памяти и уважения стойкости белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В ней упоминаются и дети Хатыни, и партизанские тропы, и аист, осеняющий землю крылами... Эпический размах и лиричность «Белоруссии» в полной мере сумели воплотить «Песняры» и солист Леонид Борткевич.
«Любовь, комсомол и весна» (1978)
Официоз? Пожалуй. Но с каким чувством и энтузиазмом! Такое невозможно подделать. Советский шлягер 1978 года в бодром исполнении Льва Лещенко навсегда спаян со своей эпохой. Призыв «Запомните их имена: любовь, комсомол и весна» давал заряд оптимизма, мотивируя слушателей на новые свершения.
«Команда молодости нашей» (1979)
Ещё один пахмутовский спортивный гимн, он был написан для документального фильма «Баллада о спорте», посвящённого Спартакиады народов СССР. Правда, на экране песня в исполнении Людмилы Гурченко на экране так и не прозвучала, зато вышла на пластинке. Песня «Команда молодости нашей» прославляет дух товарищества, взаимовыручку и радость общей победы, причём не только в спорте.
«Птица счастья» (1980)
Самая жизнерадостная песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова была написана для фильма об Олимпиаде «О спорт, ты — мир!» Со временем «Птица счастья» перестала восприниматься в спортивном контексте и превратилась в призыв счастья и удачи. Николай Гнатюк даже осмелился предложить автору слов маленькую правку: слово «улетит» заменил на «прилетит».
«До свиданья, Москва!» (1980)
На трибунах становится тише... Изначально задуманная как торжественная, песня-прощание с Олимпиадой превратилась в трогательную и лирическую. Образ улетающего в небо медвежонка Миши под мелодию Александры Пахмутовой стал одним из самых пронзительных моментов в телевизионной истории страны. На этих кадрах рыдал весь Советский Союз...
«Я не могу иначе» (1982)
Написанный специально для Валентины Толкуновой, этот неспешный вальс идеально соответствовал искреннему характеру и манере певицы. «Я не могу иначе» прозвучала в «Голубом огоньке» в честь 8 марта, и уже на следующий день редакцию буквально завалило письмами от благодарных слушательниц с просьбой повторить песню.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!