Хотелось попросить Вас прокомментировать большую тему. Начинается она с результатов статистики, которая говорит, что в российских школах не хватает учителей русского языка. Сейчас у нас учителей русского языка и литературы готовят в 162 ВУЗах, но всё равно для школ недостаточно. Вопрос: нужно ли такое количество? Насколько важны эти предметы, учитывая, что специальности, которые сейчас выбирают выпускники, всё меньше и меньше связаны с русским языком и литературой?
Сергей Михеев: Тут очень просто. Действительно, зачем нужен русский язык, если уже создали кроссбанковскую платформу для биоэквайринга? Можно по-русски вообще не разговаривать! Давайте всё заменим такими словами: «ботинки» -«шузы» и т.д. Не нужен никакой русский язык! И учителей не нужно - сэкономим на учителях! И зачем кого-то чему-то учить? Пусть говорят только «му» и «бу», «ку» и «кю» оставим - и всё. Матом научились ругаться? Ну и хорошо! Пусть идут работают. Для того, чтобы работать по рабочей специальности, матерных слов вполне достаточно.
Я не знаю, кто это обсуждает? «Надо ли так много учителей?» Надо, конечно! Мы должны дать нашим людям не просто «навыки пользования кроссбанковскими платформами», а по возможности воспитать образованного человека. «Образование» от слова «образ», а не от какого-то другого слова. А образ у человека создается тогда, когда он может мыслить, когда он, кроме узкоспециальных навыков, знает ещё что-то в этой жизни. Гражданином, патриотом невозможно стать, не читая литературу и не изучая родной язык. Любые подобные дискуссии, на мой взгляд, идут или от глупости, или от жадности, или от того, что этим занимаются скрытые враги. «Не надо ничего учить: ни литературу, ни русский язык, но надо всем быть патриотами». А как быть патриотами? «Родного языка я не знаю, литературу не читал, история мне не нужна, но я должен быть патриотом». С какой стати? На чём это чувство должно основываться? Ведь человек – это не автомат. Его поступки мотивируются тем, что у него происходит в душе, в голове. А то, что происходит в душе и в голове, определяется образом мысли. А образ мысли - воспитанием, образованием и той средой, в которой он находится.
Поэтому любые разговоры: «Давайте понизим уровень образования», которые периодически возникают, я считаю подлостью. Это абсолютно противоречит другому направлению государственной политики: «Давайте воспитывать патриотов». Как вы собрались воспитывать патриотов, если не хотите их ничему учить? Как это будет? «Давайте мы догоним и перегоним все страны мира, но при этом сократим учителей». А как вы собрались это делать?
Вопрос не в сокращении учителей, а в том, что их не хватает, - не идут люди на эти специальности.
Сергей Михеев: Не идут люди потому, что вы, наверное, не хотите на это тратить деньги, не создаете для них условий. «Раз люди не идут, так давайте и не будем этому учить». Нет, друзья, создайте такие условия, чтобы они шли, потому что есть задача учить. Вы сначала определите стратегическую цель, а потом подбирайте под неё инструменты. А здесь абсолютная подмена тезиса: «Так как у нас мало учителей, давайте не будем учить детей». Эта логика совершенно антигосударственная, антиобщественная и антигуманная. Должно быть наоборот: «Наша цель - дать образование; значит, нам надо нужное количество учителей, и мы должны сделать то-то и то-то».
Мы находимся сейчас в «кроссплатформенный период биоэквайринга». Всё никак не можем понять, что ситуация изменилась, и всё живём установками из 1990-х годов. «Хорошо то, что приносит прибыль, на чём можно сэкономить деньги. Поэтому давайте мы всё посокращаем и сделаем вид, что так и надо. А для того, чтобы деньги заполучить или сэкономить, я вам придумаю десяток оправданий. Например, если ребёнок не хочет идти дальше учиться по профилю, зачем ему эти предметы? Или если он не собирается получать высшее образование, его можно ничему не учить и ничего не спрашивать». Но это подлая подмена. «Так как мне надо заработать или сэкономить денежки, я придумываю причины, по которым можно не учить, не лечить, не воспитывать, не делать, не строить, не укреплять и т.д.».
Это не инициатива, а статистика. Не в качестве оправдания, а ради справедливости стоит заметить, что офисная работа всё меньше привлекает россиян, и сейчас самые востребованные в России профессии - токарь, сварщик и электрик.
Сергей Михеев: А никто этого делать не умеет! Или умеет, но криво и косо, потому что давно привыкли к другому. Современный уровень технологий требует высокообразованного и максимально широко мыслящего человека. Надо воспитывать человека и давать ему соответствующий образ человеческий, а не инструмент, не винтик и не квалифицированного потребителя кредитов и банковских продуктов. У нас с идеологией, что «человек – это винтик в большой машине», пришла другая идеология: «человек – это потребитель кредитных банковских продуктов». Я считаю, что эта логика так же преступна, как и разговор о том, что «человек – это всего лишь винтик в любой машине; какой хотите – государственной или негосударственной».