Марфа окаянная, Сергей Махотин
Книга о трагическом периоде в истории Великого Новгорода. 1470е годы. Падение боярской республики и покорение её Московским государством, во главе которого молодой и динамичный великий князь Иван III Васильевич .
Марфа Борецкая была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, так называемая "литовская партия".
Вошла в историю как "Марфа-посадница". Это уважительное наименование. Т.к. посадницей она не была. Посадниками в Новгороде были исключительно мужчины. Но вот велик был её вес в политической жизни Новгорода и без официальных должностей.
А москвитяне называли её иначе, нелестно, "Марфа окаянная".
Хотела Марфа и её соратники сохранить жизнь "по старине", вольность новгородскую. Но это время ушло. Альтернатива подчинения Москве - союз с Польшой и Литвой (а Литва в те годы включала в себя и земли, которые мы считаем русскими). Конечно, такое "расширение НАТО" для Москвы было не допустимо. И размирье (слово из книги) - неизбежно.
Официальным поводом для похода на Новгород стало обвинение в измене (с Новгородом был заключён Яжелбицкий договор) и вероотступничестве (поляки-то латиняне).
Вы чувствуете, что история имеет свойство повторяться... только современники знают её плохо. Вот досада.
Марфа - одна из четырёх женских исторических лиц, помещённых на памятнике тысячелетия России в Детинце.
Правда, на нём есть и фигура собирателя земель русских и её личного врага Ивана III. Но среди многочисленных (более ста) мужских.
***
Немецкий купец оказывается в щекотливой ситуации: одна из лодок, перевозивших его товары через пороги Волхова, затонула. Немец поспешил обвинить лоцмана и потребовать возмещения убытка. С такой жалобой он обратился к тысяцкому Новгорода. Только, выловив что-то из товара, новгородцы обнаружили контрафакт. Репутация ганзовского купца подмочена. Чтобы избежать огласки он соглашается отправиться в Москву. По своим торговым делам, но и кое-что разузнать для новгородских бояр.
Это завязка романа. Ну а дальше пошло-поехало... политические интриги, шпионы в Москве и Новгороде, военный поход москвичей с союзниками (в частности татарами) на Русу и Новгород, разбойничьи вылазки и т.д.
Конечно, на фоне масштабных исторических событий истории частные.
***
На Лабиринте стоит пометка "12+".
Поэтому неожиданностью стала достаточно подробная сцена потери невинности подростком. Ваня - любимый внук Марфы. В книге мы наблюдаем метаморфозу - от детства беззаботного к сложному юношеству.
Сцены войны тоже есть натуралистические. Для взрослого читателя описаны даже мягко, но для 12летнего иначе.
Каждая глава начинается с отрывков из Карамзина, московских и новгородских летописей, путевых заметок иностранцев. И они отчасти спойлерят содержание главы. Но зато видно, какую документальную базу использовал автор, отчего отталкивался.
Слог простой, диалоги, пожалуй, написаны современным языком, но есть и словечки, и выражения, свойственные тому времени.
Много сносок также. И исторических справок. Очень подробно.
***
Для наглядности посмотрели отрывок из сериала "София", о второй жене великого князя Ивана, византийской царевне Зое Палиолог.
Думаю сама весь фильм посмотреть. Вы смотрели?
***
"Плач Марфы посадницы" - песня Александра Городницкого. Искала в женском исполнении, не нашла. А мне кажется, можно было бы хорошо исполнить.
Крупа просыпается с неба.
Зима приближается к марту.
По рыхлому талому снегу
увозят посадницу Марфу.
Храпят отдохнувшие кони.
Кричат у дороги вороны.
Со всех четырех колоколен
Плывут похоронные звоны.
"Мой город, надломленный колос,
что встал у обочин, рыдая!
Рассыплется медный твой голос
на тихие слезы Валдая.
Снести тебе будет легко ли
чужих самодержцев законы?"
Со всех четырех колоколен
плывут похоронные звоны.
"Прощай, новгородское вече.
Умру среди дальних земель я.
Тебе уготовано вечно
московского пира похмелье.
Ах, град мой, что весел и волен!
Ах, Волхова берег зеленый!"
Со всех четырех колоколен
плывут похоронные звоны.
***
Живописцев тоже образ Марфы вдохновлял.
Детально можно здесь рассмотреть эту известную картину. А оригинал - в Третьяковской галерее.
***
Я ценю такие книги для детей. Надо-надо знать историю! Чтоб меньше по граблями ходить.
И я рада, что современные авторы за такую работу берутся.